Ёптель

это не вероятно, но факт!

16 жизней «сталинца», жареные поросята и «кругосветка»

16 жизней сталинца, жареные поросята и кругосветка 17 мая 1943 рекорд в советском подводном флоте за одну атаку. Одним 4-торпедным залпом подводная лодка «С-56» Григория Щедрина поразила 2

17 мая 1943 рекорд в советском подводном флоте за одну атаку. Одним 4-торпедным залпом подводная лодка «С-56» Григория Щедрина поразила 2 вражеских транспорта
Подводная лодка С-56 на Корабельной набережной – один из самых знаменитых памятников приморской столицы. Ежедневно на борту проводятся экскурсии, сотни людей заглядывают в перископ, проходят через узкие люки между отсеками, рассматривают торпеды и не могут себе даже представить, как могли жить и воевать в таких условиях подводники. У большинства туристов, посещающих Владивосток, С-56 отмечена в путеводителе как один из пунктов must see. На постаменте же С-56 оказалась за свои выдающиеся боевые заслуги: она 16 раз объявлялась гитлеровским командованием погибшей, потопила 10 вражеских кораблей и транспортов противника, нанесла серьезные повреждения еще четырем, став одной из первых лодок-кругосветниц. 25 декабря 1939 года, подлодка была спущена на воду, а уже 5 октября 1942 года она отправилась в дальний поход из Владивостока – тогда подводники и не представляли, какая героическая и легендарная судьба ждет их экипаж.
История создания легендарной подлодки
Подводная лодка была заложена в 1936 году в Ленинграде, затем в разобранном виде она была доставлена во Владивосток. На «Дальзаводе» С-56, была достроена и после сборки спущена на воду – в 1939 году.
Здесь, на Дальзаводе, под руководством инженера-кораблестроителя В. И. Судоргина лодка была достроена, став боевой единицей Тихоокеанского флота на год раньше намеченного срока.
Первая буква в названии С-56 означает тип подводной лодки – «сталинец». Во время Великой отечественной войны это были самые эффективные подлодки среднего класса, они имели мощное артиллерийское и торпедное вооружение. Пять лодок этого же класса (С-13, С-31, С-51, С-101, С-104) стали Краснознаменными, лодка С-33 стала Гвардейской, а С-56 – одновременно и Краснознаменной, и Гвардейской. Всего четыре советские подлодки были Гвардейскими Краснознаменными, С-56 осталась такая одна.
Начало пути
20 октября 1941 года подводная лодка С-56 вошла в состав Тихоокеанского флота как боевая единица, а 31 октября на ней был поднят Военно-Морской флаг. Теперь она была готова к свершениям. В октябре 1942, согласно приказу командования, С-56 в составе отряда из шести подводных лодок Тихоокеанского флота уходит на Северный флот. Командовал лодкой в годы войны капитан-лейтенант Григорий Иванович Щедрин.
Кроме нее туда отправились С-51, С-54 и С-55 из Владивостока и Л-15, Л-16 («ленинцы») из Петропавловска-Камчатского. Командовал переходом капитан 1 ранга А. В. Трипольский.
После выхода в открытое море был вскрыт конверт с приказом и проложенным маршрутом. Предстояло двигаться Южным путем через Панамский канал. За время перехода было пройдено около 16,7 тысяч морских миль.
Маршрут: Владивосток – Петропавловск-Камчатский – Датч-Харбор – Сан-Франциско – Коко-Соло (Панамский канал) – Гуантанамо – Галифакс – Розайт – Лервик – Полярный.
Подводные лодки пересекли два океана и девять морей – Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево.
Путь советских подводных лодок проходил по территориям, охваченным войной, и наши корабли не раз попадали под вражеский огонь. У берегов Сан-Франциско отряд понес тяжелую потерю: погибла подводная лодка Л-16 под командованием капитан-лейтенанта Д. Ф. Гусарова.
В итоге, из шести до цели добрались только пять подлодок.
Страшные годы войны
В марте 1943 года С-56 вошла в состав Северного флота. 19 апреля 1943 года С-56 вернулась из первого боевого похода, атаковав и потопив два первых вражеских транспорта.
30 апреля экипаж лодки за боевые успехи был награжден орденами и медалями. На рубке подводного корабля, в звезду, была вписана цифра «2». А на товарищеском ужине, по традиции, «щедринцам» подали двух жареных поросят, по числу потопленных вражеских кораблей.
В мае 1943 года С-56 совершила свой второй боевой поход, во время которого уничтожила танкер «Ойрштадт» и повредила транспорт «Вартеланд».
Только за период с апреля 1943 года по осень 1944 года экипаж С-56 потопил три транспорта, два танкера, один миноносец, два сторожевых корабля и повредил четыре транспорта.
Сам того не подозревая, экипаж С-56 поставил второй свой рекорд – он сумел достоверно потопить в течение одного похода два вражеских корабля, что не удалось ни одной другой подлодке Северного флота.
Пятый боевой поход в феврале 1944 года для С-56 стал самым экстремальным, экипаж едва не погиб.
– Подбив транспорт, С-56 ушла на глубину, но их засекли корабли вражеского охранения, – рассказывает Людмила Рыбалко, научный сотрудник Военно-исторического музея ТОФ. – Семь кораблей противника бомбили и преследовали лодку в течение 26,5 часов. За это время было сброшено более 300 (!) глубинных бомб. В какой-то момент глубина погружения оказалась ниже критической, но члены экипажа смогли выровнять рули и избежали опасности быть раздавленными толщей воды. Чтобы уменьшить шумы и скрыться, было решено перевести работу электромоторов на пол-оборота и выключить вентиляцию, чтобы гидроакустики на кораблях противника не засекли лодку по шуму. Показатель углекислого газа подходил к критическим четырем процентам.
Тогда командир обратился к экипажу: «В носу, в корме! Говорит командир корабля. Противник начинает нас терять. Я понимаю, как вы устали и выбились из сил, но я прошу вас держаться. Беспартийным разрешаю отдохнуть, а коммунистов прошу нести вахту за себя и за товарищей».
И первым ответил 7-й торпедный отсек: «Беспартийных нет, просим считать себя коммунистами». Так же ответили все отсеки.
Г. И. Щедрин в своей книге пишет: «Это, как глоток свежего воздуха, добавило экипажу сил».
Подводники высыпали известь из патронов регенерации воздуха на настил, чтобы она поглощала углекислый газ, и вместо 15-20 минут продержались еще 6,5 часов. Противники посчитал, что С-56 уничтожена, и ушли. Всплыв над водой, экипаж сутки отдыхал и проветривал отсеки, затем они догнали тот же конвой и потопили очередной транспорт, оправдав тем самым легенду о счастливой судьбе лодки.
Как считали и экипаж и командир, у лодки счастливая судьба. Еще при переходе на Северный флот на одной из стоянок при осмотре был найден стабилизатор неразорвавшейся вражеской торпеды, – рассказала Людмила Николаевна.
Всего за период участия в Великой Отечественной войне подводная лодка С-56 совершила восемь боевых походов, одержала 14 побед, потопила 10 и серьезно повредила 4 вражеских транспортов и боевых кораблей.
5 ноября 1944 года командиру С-56, капитану 2-ого ранга, Г. И. Щедрину присвоено звание Героя Советского Союза. Всего славному экипажу было вручено более 400 орденов и медалей.
Таким образом, С-56 оказалась самой результативной советской подводной лодкой ВМФ СССР времён Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей.
На боевой рубке С-56 четко виднеется цифра «14» – она обозначает, что было потоплено 10 кораблей и повреждено четыре.
Командир в своих воспоминаниях писал, что их было больше, но часто данные подводников не совпадали со сведениями разведки. Нам не так важно сейчас, сколько побед на счету лодки. Важно другое – как люди жили, как били врага и не сдавались, как сумели выстоять в этих трудных условиях.
31 марта 1944 года за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени, а в феврале 1945 года ей присвоено звание Гвардейской.
Дорога домой
После окончания Великой Отечественной войны, в 1954 году «С-56» Северным морским путем возвратилась на Дальний Восток. Прибыв на место, она продолжила службу в составе Тихоокеанского флота.
Шли годы, флот стал получать новые современные подводные лодки. Легендарная С-56 была выведена из боевого состава и переоборудована в учебно-тренировочную станцию для обучения молодых подводников.
После принятия решения о создании мемориального комплекса на Корабельной набережной Владивостока, субмарина С-56 была разобрана на отсеки и вновь собрана на месте установки.
К 30-ой годовщине Великой Победы, 9 мая 1975 года, над ее рубкой вновь взвился, овеянный ветрами всех океанов, военно-морской флаг. На торжественной церемонии открытия лодки-музея присутствовали члены экипажа С-56, — моторист С.Ф. Денисов, электрик Н.С. Назаров, гвардии мичман Елин. По числу побед лодки прозвучал салют из 14 залпов.
На подводной лодке С-56 по-прежнему развевается Гвардейский Краснознаменный флаг ВМФ. Подводная лодка С-56 навечно в строю Тихоокеанского флота.

.