Ёптель

это не вероятно, но факт!

20 марта (1 апреля) 1809 года родился Николай Васильевич Гоголь.

20 марта (1 апреля) 1809 года родился Николай Васильевич Гоголь. Гоголь начал работу над комедией «Женитьба», в 1833 г. Пьеса была закончена в 1841 году для готовившегося собрания сочинений.

Гоголь начал работу над комедией «Женитьба», в 1833 г.
Пьеса была закончена в 1841 году для готовившегося собрания сочинений. Премьера состоялась 9 декабря 1842 года (в Петербурге) и 5 февраля 1843 года (в Москве). Оба спектакля не имели успеха. «Женитьба» опережала своё время: как признавали позднейшие критики, она предвещала драматическую манеру Островского.
В. Г. Белинский о «Женитьбе»: «Сколько юмора, какой язык, какие характеры, какая типическая верность натуре! Но, увы, словно нетопыри прекрасным зданием, овладели нашею сценою пошлые комедии с пряничною любовью и неизбежною свадьбою! Это называется у нас «сюжетом». Смотря на наши комедии и водевили и принимая их за выражение действительности, вы подумаете, что наше общество только и занимается, что любовью, только и живет и дышит, что ею!»
ЖЕНИТЬБА
Режиссер: Константин Селиверстов
В главных ролях: Владимир Тыминский, Александр Грановецкий, Елена Шварёва, Анна Дзыгало, Полина Малахова, Виктория Алалыкина, Николай Микенин, Светлана Богданова, Нина Прокофьева, Наталья Холоденко.
Производство: Россия, 2009 г.
Фильм «Женитьба» — оригинальный эксперимент, в котором сочетаются экранизация отдельных сцен пьесы Н. В. Гоголя «Женитьба», реальные истории о любви и семейной жизни и эпизоды-импровизации на заданную тему. Фильм заставляет зрителей смеяться и в то же время задумываться над серьезными проблемами, чего зачастую не могут достигнуть картины с многомиллионным бюджетом…
Алексей Медведев (программный директор кинофестиваля «Tomorrow»): «При всей кажущейся неформатности фильма, снятого питерским кинематографистом на крошечный бюджет, могу сказать, что фильм был мне интереснее всего того, что я видел в российском кинематографе в этом году».
Кинокритик Дмитрий Рудковский:
«Я считаю прекрасным сам факт существования в России независимого режиссера-автора в таком странновато-диковатом русско-петербургском преломлении,
то, как он пробует русскую жизнь (душу) на зуб и старается рисовать русских людей – без украшательств и без отвращения – замечательно».
Кинокритик Василий Корецкий:
«И все-таки «Женитьба» Cеливерстова — настоящий шедевр…
Как Николай Васильевич знал толк в привычках и выговоре провинциальных обывателей, так и Селиверстов черпает фактуру и вдохновение в современных нравах обшарпанного Питера».
Из воспоминаний кинорежиссера Константина Селиверстова:
Артист Юрий Зелькин много лет уговаривал меня экранизировать «Ревизора» в какой-нибудь осовремененной версии. Я стал перечитывать свою любимую пьесу именно под этим прицелом. Но ничего более современного, чем сам текст гоголевской комедии в его неизменном виде, мне в голову не пришло. Делать же театральную постановку и тупо переносить её на экран мне совершенно не хотелось.
Пьеса «Игроки», как выяснилось, недавно была экранизирована режиссером Павлом Чухраем. И, кстати, довольно успешно.
Так, методом исключения, мой выбор пал на «Женитьбу». Пьеса меня заворожила. И как-то само собой при чтении возникло ощущение необходимости столкновения гениального гоголевского текста с откровениями наших современников. Я совершенно не боялся, что мои актеры со своими текстовыми импровизациями могут не выдержать сравнения с классиком мировой литературы. Я верил в своих героев не на 100, а на 200%. И хотя их ещё не было, их надо было ещё найти, я не сомневался ни на секунду, что они меня не подведут. Эстетика фильма, его незамысловатая мозаичная форма уже сложились в моём воображении. Необходимо было отыскать плоть и кровь. Как сказал один французский гений кинематографа: «Фильм готов. Осталось только его снять».
Ещё один великий режиссер, Ингмар Бергман, всю жизнь мечтал снять фильм всего лишь с одной актрисой, которая сидела бы на крупном плане и рассказывала самые драматические моменты своей жизни. Увы, ни один продюсер не вложил деньги в столь авангардный проект.
Селиверстов же практически осуществил замысел Бергмана, как всегда наплевав на всех российских продюсеров. Осуществил, правда, с одной поправкой: на крупном плане у него сидит не одна актриса, а, наверное, человек 15. Иными словами, бюджет его фильма в 15 раз превысил бюджет картины, задуманной великим скандинавским гением, если, конечно, он не собирался снимать какую-нибудь Дженифер Лопес…
Итак, первым персонажем моего фильма стала Нина Ивановна Прокофьева. Я познакомился с ней благодаря Сергею Чернову. Он пригласил Нину Ивановну прокатиться с нами на 31-й Московский Международный кинофестиваль, в программе которого были мои «Сцены из жизни богемы». Нина Ивановна с радостью согласилась и почти всю ночь, что мы ехали до Москвы, рассказывала нам, то есть съёмочной группе «Богемы», самые интимные подробности своей 30-летней мелкосемейной войны. Тогда, в поезде, я и подумал: как эти рассказы безумно кинематографичны! Какие они исконно русские! Вечные! Как бессмертная классика. И вот он…шанс. Подвернулся. «Женитьба» — это, конечно, бенефис Нины Ивановны Прокофьевой. Это подлинная русская трагедия, оставляющая античных авторов где-то на задворках мировой литературы.
Второй героиней фильма стала Виктория Алалыкина. Она виртуозно сыграла роль девушки-панка в моей «Богеме», но не это обстоятельство стало решающим. Мне нужна была не столько хорошая актриса, сколько личность, несущая в себе черты, характерные для современной молодёжи. Как только я включил камеру и Вика стала рассказывать историю своей первой любви, я понял, что это уровень «Ромео и Джульетты», где Ромео – рок-музыкант, показывающий со сцены жопу, и наркоман, употребляющий с 16 лет героин, а Джульетта — Спасительница, ангел-хранитель домашнего очага, по совместительству поэтесса и фотомодель. Шекспир отдыхает. Николай Василич Гоголь нервно поёживается в шинели…
Следующей героиней фильма стала Наталья Холоденко. Это даже не бенефис. Это Фрейд, переходящий в марксизм-ленинизм. Крылатая фраза Владимира Ильича: «Учиться, учиться, учиться!» в интерпретации Натальи Холоденко стала тем самым новым революционным словом, которого так не хватает многим современным ораторам-коммунистам.
Потрясающей находкой для меня стала Маргарита Юнцова. Её ответ в фильме на мой вопрос: «Можешь ли ты заняться ЭТИМ с первым встречным», производит на всех мужиков воистину магическое впечатление. Напомню, что Маргарита ответила: «Запросто!» Интересно, что один из зрителей на премьере «Женитьбы» с горечью заметил: «И где искать таких девушек!» «Надо знать места!», — ответил Селиверстов.
Одной из наиболее значимых сюжетных линий фильма стала история молодой девушки, страстно желающей выйти замуж. Дебют в кино студентки Петербургской Театральной Академии Полины Малаховой получился ярким и запоминающимся. Такой непроходимой интеллектуалки мировой кинематограф ещё не знал! Её успеху весьма поспособствовал закадровый голос психолога-сексопатолога в исполнении композитора Натальи Кузнецовой. Дуэт был разыгран в лучших традициях комического кино.
Когда фильм был уже полностью снят и смонтирован, Константин Селиверстов обратился к своей старой доброй знакомой певице Анастасии Клементьевой с просьбой проявить свои парикмахерские способности и подстричь великого режиссера. Во время стрижки, продолжавшейся часа полтора, Настя рассказала измучившемуся и измаявшемуся Константину, все самые последние события своей бурной личной жизни. Представьте себе муки режиссера-творца, осознающего, что мимо него проходит сюжет, который может войти в золотой фонд мировой драмы и комедии.
Герои встретились на кладбище. Он – полковник. Причём, настоящий! Она – певица. Ещё более настоящая! Она берёт у него номер телефона. Вскоре они уже так счастливы, что поют на два голоса. Он уходит от жены. Она ставит ему в машину свечи. Он возвращается к жене. Она забирает свечи обратно. Он говорит: «Малыш, нам надо срочно возобновить отношения. Мы не можем друг без друга». Она снова счастлива! Но он добавляет: «Дорогая, возобновим отношения, но только без секса!» Вот это полковник!
У режиссера оставалась ещё одна кадровая проблема: надо было найти исполнителя роли клиента парикмахерши-певицы. И здесь Селиверстов попал в десятку. Артист Вадим Мериц, обладатель одной из самых комедийных физиономий Петербурга, исполнил свою роль с подлинной гениальностью.
Что касается игровой части фильма, где разыгрываются сцены из гоголевской «Женитьбы», то в роли Подколёсина я сразу увидел балетмейстера Тыминского, чей профиль очень напоминает самого Николая Василича. Но даже не это главное. В жизни Тыминский – настоящий жених-маньяк. Он готов жениться в любой момент, много раз на дню и на ком угодно. Прямая противоположность персонажу, которого он играет. Но что самое удивительное, в итоге оба поступают одинаково. Вспомним текст пьесы, в которой гоголевский герой в финале сиганул от невесты из окна 2-го этажа. Мне кажется, что Тыминский сбежал бы даже с 20-го…
Впрочем, да простит меня классик русско-украинской литературы за то, что я выкинул из фильма концовку его великой пьесы. И сделал я это под воздействием прекрасных стихов Дмитрия Генералова, где магически звучит последняя строчка «Никуда меня не отпускай!» и из искреннего уважения к исполнительнице роли невесты, великолепной актрисе БДТ Елене Шварёвой, от которой не убежал бы даже такой прохвост, как Тыминский.
Вскоре мы, съёмочная группа «Женитьбы», как участники международного кинофестиваля “TOMORROW”, прибыли в Москву. У вокзала стоял шикарный «Мерседес». Я подумал, что, встречают Аллу Борисовну Пугачеву или, на худой конец, Владимира Вольфовича Жириновского.
— Садитесь, Константин Львович, на переднее сиденье, а артистов посадим на заднее, — предложил шофёр «Мерседеса».
«Хоть раз в жизни меня не послали в заднее», — подумал Селиверстов.
Нас привезли в пятизвёздочный отель «Покровка». Нашими соседями по гостинице были великие деятели кино: голливудский актер Рутгер Хауэр, культовый режиссер Алехандро Ходоровски (оба входили в состав жюри), а также гениальный оператор Кристофер Дойл, снимавший для Вонга Кар-Вая и Джима Джармуша.
Фестивальное жюри должно было решить судьбу гран-при в 50 тысяч евро.
Накануне в Питере меня напутствовал приятель:
— С жюри надо уметь договариваться. Подойдёшь, представишься и предложишь откат!
— Сколько надо откатить — спросил я.
— С учётом присутствия в жюри голливудских рож, наверное, не меньше половины, — сказал приятель, держа в руках калькулятор. – Плюс бутылку французского коньяка для Рутгера Хауэра. Проверь, чтобы не палёного…
Гран-при достался франко-канадскому режиссеру Ксавье Долану, который прислал на фестиваль англоговорящего продюсера. По-видимому, это и решило исход сражения…
На фото: 1. Федор Моллер «Портрет Николая Гоголя» 2. Рутгер Хауэр и Полина Малахова на премьере «Женитьбы» (Москва, 2009 год) 3. Артемий Троицкий и «Женитьба» 4-5. Постеры фильма «Женитьба»

20 марта (1 апреля) 1809 года родился Николай Васильевич Гоголь. Гоголь начал работу над комедией «Женитьба», в 1833 г. Пьеса была закончена в 1841 году для готовившегося собрания сочинений.

20 марта (1 апреля) 1809 года родился Николай Васильевич Гоголь. Гоголь начал работу над комедией «Женитьба», в 1833 г. Пьеса была закончена в 1841 году для готовившегося собрания сочинений.

20 марта (1 апреля) 1809 года родился Николай Васильевич Гоголь. Гоголь начал работу над комедией «Женитьба», в 1833 г. Пьеса была закончена в 1841 году для готовившегося собрания сочинений.

20 марта (1 апреля) 1809 года родился Николай Васильевич Гоголь. Гоголь начал работу над комедией «Женитьба», в 1833 г. Пьеса была закончена в 1841 году для готовившегося собрания сочинений.

20 марта (1 апреля) 1809 года родился Николай Васильевич Гоголь. Гоголь начал работу над комедией «Женитьба», в 1833 г. Пьеса была закончена в 1841 году для готовившегося собрания сочинений.

.