Ёптель

это не вероятно, но факт!

Баллистическая ракета «Цзюйлан-3», ее носители и перспективы ВМС НОАК

?? Баллистическая ракета «Цзюйлан-3», ее носители и перспективы ВМС НОАК Китай продолжает строительство морской компоненты стратегических ядерных сил. Ключевым элементом этого процесса в средней

Китай продолжает строительство морской компоненты стратегических ядерных сил. Ключевым элементом этого процесса в средней перспективе станет перспективная баллистическая ракета «Цзюйлан-3», отличающаяся повышенными техническими характеристиками и боевыми качествами. Она уже прошла часть испытаний и в ближайшие годы будет готова к службе.
Секретная разработка
Первые сообщения о разработке новой БРПЛ для китайских ПЛАРБ появились в середине 2017 г. Как нередко бывает, эта информация появилась в иностранных источниках, в т.ч. связанных с разведывательными структурами. Утверждалось, что новое изделие носит название «Цзюйлан-3» (JL-3) и предназначается для перспективных подлодок «Тип 096».
Тогда же в свободный доступ попала фотография подлодки проекта «032» у причальной стенки завода Dalian Liaonan Shipyard. Предполагалось, что она прошла модернизацию, по результатам которой стала опытовым судном для проведения испытаний новой ракеты. Модернизация заключалась в установке двух шахт под БРПЛ. Они размещаются в центральной части корпуса и выступают за его пределы, что потребовало увеличить ограждение выдвижных устройств.
В конце 2018 г. иностранные СМИ сообщили о проведении первого испытательного запуска новой ракеты. Пуск и полет по заданной траектории прошли успешно. Следующий пуск, вновь завершившийся успешным выполнением поставленных задач, состоялся в начале июня 2019 г. В декабре того же года состоялся третий запуск. Новые сообщения об испытаниях «Цзюйлан-3» пока не поступали.
Пуски опытных ракет проводились на морских полигонах в Желтом море. Подобные испытания закономерно привлекли внимание зарубежных армий, которые отслеживали ракеты и инертные боевые блоки на всем протяжении полета. В иностранных СМИ писали, что пуски проводились не на полную дальность, но точные данные на этот счет не публиковались.
Несколько дней назад, в начале мая, китайское издание South China Morning Post вновь подняло тему БРПЛ JL-3. По его информации, полученной от источников в НОАК, перспективная ракета сможет использоваться с подлодками «Тип 094А». Первый корабль этого типа официально представили в конце апреля. При этом не уточняется, успела ли новейшая ПЛАРБ получить свое основное оружие, или ракеты ожидаются только в будущем.
Вопросы характеристик
Китай традиционно хранит молчание о технических особенностях и характеристиках нового оружия. Имеются лишь неофициальные сообщения и оценки разного рода. Если они соответствуют действительности, то в ближайшем будущем потенциал ВМС НОАК значительно вырастет – вместе с их ролью в СЯС в целом.
Считается, что JL-3 является глубокой модернизацией предыдущей ракеты «Цзюйлан-2» или новой разработкой на основе освоенных технологий. За счет тех или иных решений обеспечен рост всех основных характеристик, в первую очередь дальности. Также, по некоторым оценкам, ракета получила более совершенное и мощное боевое оснащение.
По всей видимости, «Цзюйлан-3» является трехступенчатой ракетой с твердотопливной двигательной установкой. По габаритам и стартовой массе она не должна уступать предыдущей JL-2, которая имеет длину 13 м и весит ок. 42 т. Ценой увеличения ракеты и за счет применения обновленных составов топлива достигается рост дальности стрельбы. Этот параметр оценивается в 12-14 тыс.км.
Ракета оснащается традиционной для БРПЛ инерциальной системой наведения с астрокоррекцией. Также возможно использование китайской спутниковой системы «Бэйдоу».
Новая БРПЛ получит разделяющуюся головную часть с боевыми блоками индивидуального наведения. По зарубежным данным, предлагаются конфигурации боевого оснащения с тремя, пятью или семью боезарядами мощностью от 35 до 90-100 кт. При этом максимальная дальность пуска определяется конфигурацией головной части.
Носители ракеты
По известным данным, первым носителем ракеты «Цзюйлан-3» стала единственная дизель-электрическая подлодка пр. «032» с бортовым номером «201». Этот корабль несколько лет назад переоборудовали для проведения летных испытаний ракеты. Две шахтные пусковые установки разместили в центре корпуса и внутри ограждения рубки. Очевидно, что такая перестройка строевой подлодки в опытовое судно носит единичный характер и не получит продолжения.
Согласно последним сообщениям, ракету JL-3 смогут нести и применять новые подлодки «094А». Корабли базового типа «094» имеют по 12 пусковых установок для ракет БРПЛ «Цзюйлан-2». В ходе модернизации обеспечена совместимость с новым вооружением, а объемы боекомплекта остались на прежнем уровне.
«Цзюйлан-3» изначально упоминалась вместе с перспективными ПЛАРБ пр. «096». Такие корабли будут нести по 24 ракеты, что сделает их самыми эффективными и опасными подводными ракетоносцами ВМС НОАК. Известно о планах по строительству шести таких подлодок. Две уже находятся на разных стадиях строительства. По зарубежным данным, головной корабль передадут флоту уже в этом году. Всю серию достроят не позднее второй половины десятилетия.
Ракетоносный флот
К настоящему времени Китай построил достаточно многочисленный подводный ракетоносный флот, и в ближайшие годы его количественные и качественные показатели значительно вырастут. В строю имеется восемь ракетоносцев разных типов и ожидается еще семь. Впрочем, не все подобные корабли можно назвать современными боевыми единицами, пригодными к полноценному боевому дежурству.
Самым старым представителем подводной компоненты СЯС является ПЛАРБ «Чанжэн-6» – единственный представитель пр. «092», принятый в состав ВМС в начале восьмидесятых. Она несет 12 ракет средней дальности «Цзюйлан-1А» с моноблочной боевой частью. По всей видимости, устаревший корабль в средней перспективе выведут из боевого состава.
По исходному пр. «094» с 2007 г. построили пять подлодок; шестая относится к обновленному «Тип 094А». В ближайшем будущем ожидается еще одна модернизированная «094». Обе модификации этой ПЛАРБ оснащены 12 пусковыми установками – под ракету JL-2 или JL-3. Таким образом, группировка лодок «094(А)» способна одновременно развернуть 72 межконтинентальные БРПЛ, несущие от 72 до 320 боезарядов.
В будущем в боевой состав войдут шесть кораблей пр. «096». Все вместе они смогут нести 144 ракеты последней модели. В теории, на них можно будет развернуть от 432 до 1000 боевых блоков, в зависимости от конфигурации головной части.
Таким образом, ВМС НОАК уже имеют возможность организовать боевое дежурство ПЛАРБ с достаточно большим количеством БРПЛ на борту, обеспечив эффективное ядерное сдерживание вероятного противника. В будущем, с появлением новых кораблей «Тип 096» и ракет «Цзюйлан-3», подобный потенциал флота значительно вырастет.
Нетрудно подсчитать, что 12-14 современных подлодок двух типов смогут нести более 200 ракет и более 1300 боевых блоков, что превышает известную численность СЯС Китая даже с учетом их будущего развития. Очевидно, что такой потенциал не станут использовать сразу и полностью. Однако и в этом случае морская компонента будет расти, и это даст известные преимущества.
Будущее ядерных сил
Китай продолжает развивать свои стратегические ядерные силы. Работы осуществляются во всех трех основных направлениях, и, как можно судить, большое внимание уделяется морской компоненте. К концу десятилетия количество подлодок-ракетоносцев увеличат почти вдвое, а возможности по несению ракет и боезарядов вырастут в разы.
По количественным и качественным показателям ПЛАРБ и БРПЛ в будущем смогут догнать или даже обойти наземные ракетные войска стратегического назначения. Благодаря этому СЯС станут более гибкими и удобными с точки зрения планирования. В зависимости от текущих и ожидаемых нужд и угроз, командование сможет перераспределять ядерный потенциал между разными компонентами и получать максимальные выгоды.
Как именно Пекин использует свои новые возможности – возможно, станет известно в будущем. Пока ясно лишь то, что в этих процессах большая роль будет возлагаться на современные подлодки и перспективные ракеты, пока пребывающие на стадии строительства и испытаний.

Источник