Ёптель

это не вероятно, но факт!

« одного шедевра». «Атака», Эдвард Исто

« одного шедевра». «Атака», Эдвард Исто 1899г. Холст, масло. Размер: 200 × 140 см. Национальный музей Финляндии, Хельсинки Самая известная в Финляндии картина на политическую тему посвящена

1899г. Холст, масло. Размер: 200 × 140 см. Национальный музей Финляндии, Хельсинки
Самая известная в Финляндии картина на политическую тему посвящена событиям русификации Финляндии и аллегорически изображает нападение двуглавого орла на финскую девушку. Благодаря этой работе никому в то время неизвестный художник Эдвард Исто навсегда вписал свое имя в историю финского искусства.
Полотно являет собой пример политического искусства, полный символизма и драматизма. Девушка, на которую напал российский двуглавый орёл олицетворение Финляндии. Она изображена в одежде белых и синих красок, цветов Финляндии, а на пряжке её пояса финский герб. Молодая и целомудренная дева c золотистыми волосами выглядит беспомощной и охваченной паникой, стоя на обрыве у бушующего моря. В руках у неё свод законов Финляндии почти столетний символ страны эпохи автономии.
Парящий в небе ужасный гигантский двуглавый орел эта животная персонификация имперской России атаковал девушку в попытке вырвать у неё из рук и уничтожить книгу с латинской надписью «LEX», разрывая её страницы своими когтями. Бурная вода, тёмное небо и бесплодный берег на заднем плане полотна символизируют попрание Россией прав Финляндии, а курильня, упавшая к ногам девы, представляет собой ушедшую эпоху благополучия. Несмотря на всё это, на горизонте виднеется новый рассвет.
Создание полотна было завершено в 1899 году, в том же году, когда российский император Николай II издал февральский манифест, ограничивший автономию Финляндии, полномочия финского Сейма, и сделавший Великое княжество Финляндское субъектом имперских законов. Этот период был назван «временем гонений», когда русский язык повсеместно внедрялся во все стороны жизни финнов от школ до сферы государственного управления, в результате чего финны чуть не потеряли свой собственный язык. Напряжённость, возникшая в результате систематического ограничения автономии Финляндии, вылилась в антироссийские настроения, отражённые на полотне Исто, очень простом отображении политической ситуации того времени, самой сути различий между Россией и Финляндией.
Идею создания картины предложила художнику жена его друга Беньямина Айона Эмма Айо. Работа была начата художником во время пребывания в Берлине. Моделью для главной героини полотна послужила Эмма Кюёстяйя, специально приехавшая к Исто из Алаторнио. По всей видимости, он только начал картину в Берлине, а закончил летом 1899 года уже в Финляндии в Хельсинки.
Осенью 1899 года картина экспонировалась на тайной выставке в частном доме в Кайвопуйсто, где её увидел достаточно небольшой круг людей. Тем не менее, тысячи копий картины были распространены по всей Финляндии, и даже Швеции и Германии, также было выпущено несколько почтовых карточек с фотографией работы, некоторые из которых были с русским текстом. Исто самостоятельно контрабандой переправлял репродукции на территорию Финляндии, рискуя быть сосланным в Сибирь. Так картину увидели в тысячах финских домов, а сама она стала иконой среди «молодых финнов», как финских националистов, так и финляндских шведов.
Работа Исто попала в ряд символов протеста против русификации и сыграла важную роль в борьбе финнов за независимость, несмотря на попытки официального запрета на её показ и распространение: репродукции цензурировались, их распространение пресекалось жандармами, а печатные формы уничтожались.
В 1900 году Исто эмигрировал в Швецию и поселился у местного пастора в Алаторнио. Художник попытался продать картину довольно необычным образом путем распродажи лотерейных билетов по 20 марок каждый, однако за работой так никто и не пришёл. В итоге Исто продал картину бизнесмену Отто Нордбергину из Лулео, у которого её выкупил чиновник Ниило Хеландер из Хейнолы. В свою очередь, его вдова передала полотно в собственность Национальному совету по древностям. В настоящее время картина находится в коллекции Национального музея Финляндии.
Вернувшись из поездки по Сибири, Исто скончался в 1905 году от воспаления лёгких в Хельсинки и был похоронен на кладбище Алаторнио. В 1936 году над его могилой был установлен памятник с бронзовым рельефом по мотивам «Атаки», созданный скульптором Мартти Тарвайсеном.

.