Ёптель

это не вероятно, но факт!

« одного шедевра». «Изысканный труп» (Cadavre exquis). Андре Бретон, Ив Тангу, Жаклин Ламба», Год создания: 1938

« одного шедевра». «Изысканный труп» (Cadavre exquis). Андре Бретон, Ив Тангу, Жаклин Ламба», Год создания: 1938 В начале 1920-х годов в Париже происходила смена парадигм европейского искусства.

В начале 1920-х годов в Париже происходила смена парадигм европейского искусства. Дадаизм, придуманный Тристаном Тцарой, постепенно уступал новому направлению, сюрреализму. Парижские поэты и художники пере¬осмысляли ключевые положения дадаизма, в том числе касающиеся автоматизма и случайности. Они искали способ применить к творчеству теорию Зигмунда Фрейда, зафиксировать сновидения, использовать в искусстве проявления бессознательного. Главным теоретиком нового направления стал Андре Бретон, опубликовавший в 1924 году «Манифест сюрреализма», в котором рассуждал о «чудесном» и сверхреальности.
«Изысканный труп» (в оригинале на фр. le cadavre exquis) дословный перевод названия сюрреалистической игры, которую любила проводить арт-тусовка на встречах в старинном доме по адресу 54 Rue du Chateau в Париже (к сожалению, это здание не сохранилось).
Среди посетителей дома (и постоянных участников игры) были поэт и писатель Андре Бретон, художник Ив Танги, поэт и кинодраматург Жан Превер, художник и теоретик искусства, Марсель Дюшан, стоявший у истоков дадаизма, поэт и писатель Бенжамен Пере, скульптор и график Жоан Миро, поэт Поль Элюар с прекрасной женой Нуш, танцовщицей, моделью и художником-сюрреалистом
Среди сюрреалистических экспериментов, которые основывались на «чуде» случайности, была групповая игра под названием «Изысканный труп». В основе игры лежало жонглирование словосочетаниями а-ля буриме «Изысканный труп будет пить молодое вино» (отсюда и такое эксцентричное название), а также графическими изображениями, когда, дорисовывая один за другим штрихи и детали, художники участвовали в создании общего полотна. В итоге получалось коллективное повествование, на первый взгляд совершенно абсурдное. Зато такая игра позволяла создавать произведения вне зависимости от эстетических предпочтений каждого из авторов.
Изображая человеческую фигуру, сюрреалисты, с присущим им принципом метафорического смещения, получали изображения, которые смутно напоминали человека.
Андре Бретон писал, что эта салонная игра была очень популярна на собраниях его друзей. В 1938 году он приводит следующее определение данной игры в «Кратком словаре сюрреализма»:
«Игра заключается в том, чтобы загибать лист бумаги. Каждый участник должен составить фразу или что-нибудь нарисовать, но так, чтобы все остальные не знали, что делает предшественник»

.