Ёптель

это не вероятно, но факт!

« одного шедевра». «Матрос (Автопортрет), Владимир Татлин

« одного шедевра». «Матрос (Автопортрет), Владимир Татлин , 1911г. Холст, темпера. Размер: 71,5 × 71,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Одна из ранних работ пионера русского

,
1911г. Холст, темпера. Размер: 71,5 × 71,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Одна из ранних работ пионера русского авангарда Владимира Татлина. Написана под влиянием близости к Михаилу Ларионову. Несмотря на первые шаги в мир геометрии кубизма, Татлин уже тогда проявлял тягу к плоскостному письму. Его матрос не дышит жизнью, он не наполнен эмоциями и впечатлениями. Молодость героя прописана четко гладью штрихов и правильных дуг, а загар отмечен охристо — коричневой спелой краской.
В течение лета 1911 года Татлин в качестве матроса дважды совершил рейсы из Одессы по Чёрному и Средиземному морям; второй рейс был до Каира. Эти впечатления, несомненно, легли в основу картины. В этот же год Татлин познакомился с поэтами группы «Гилея» Велимиром Хлебниковым, Алексеем Кручёных и другими. Знакомство с Хлебниковым, одно из важнейших событий в жизни Татлина, вряд ли имело какое-то влияние на написание «Матроса», но влияло на последующее творчество художника
Автопортрет получился наивным, но достаточно чувственным. Годы службы для Татлина были ярким воспоминанием, что связано не только с российскими передрягами, но и с годами юности, того, что происходило впервые или предстояло претерпеть. Как и сама юность, работа Владимира Евграфовича кажется девственно-чистой. Лишь боевое орудие и пара темных пятен матросов утяжеляют настроение. Художник пишет размашисто, жесткая кисть хаотично бегает по полотну, оставляя разводы характерные для побелки старых стен.
Темпера, как материал для письма, имеет бархатистую теплую структуру. Она не режет глаз ядовитым контрастом. Чтобы вытянуть матроса из глубины фона Татлин заведомо выбирал монохром дальнего плана в противовес разноцветной палитре желтого и синего цветов основного образа. Живопись художника кажется скупой и наивной, простота подкупает, и притягивает геометрией. «Матрос» окружен пространством, отнюдь не соленой водой. Однако морской воздух врывается в сознание тех, кто олицетворяет тельняшку с перекатами волн и криком чаек. Татлину удалось навязать зрителю собственные переживания и трепет юношеского азарта через холст посредством примитивного письма. Но его жизнь была намного сложнее и ярче, нежели автопортрет с морским подтекстом.
Автопортрет «Матрос» написан в год переезда в Москву после окончания Пензенского художественного училища и после двух-трёхлетнего знакомства и близости с Михаилом Ларионовым. В картине прослеживается влияние не только живописи Ларионова, но и русской иконописи. В частности, использован один из принципов построения русских икон: квадратный формат картины сочетается с кругом, образованным основными линиями композиции.

.