« одного шедевра». «Портрет донны Исабель де Порсель», Франсиско де Гойя

« одного шедевра». «Портрет донны Исабель де Порсель», Франсиско де Гойя 1806г. Холст, масло. Размер: 82×54.6 см. Национальная галерея, Лондон Это один из самых ярких портретов в творчестве

1806г. Холст, масло. Размер: 82×54.6 см. Национальная галерея, Лондон
Это один из самых ярких портретов в творчестве художника. «Тициановское золото волос, рубенсовская белизна кожи, окрашенной горячей пульсацией крови, одушевленность зеленоокого взора, поражающего, как выстрел, все в ней говорит о переизбытке жизни и всемогуществе страсти», восторженно писал о нем один из исследователей творчества Гойи. Картина была задумана как парная к портрету мужа донны Исабель де Порсель, дона Антонио де Порсель. Супруги были близким друзьями Гойи, и он, гостя в их доме, в знак благодарности за радушие написал их.
Сложилось так, что портрет мужа попал в Буэнос-Айрес и хранился в жокей-клубе, но случившийся пожар уничтожил его. Портрет донны Исабель де Порсель, почти наверняка тот, который Гойя отобрал для выставки в Академии Сан-Фернандо в Мадриде в 1805, там и оставался. В 1896 его приобрела Национальная галерея. Исследование картины в рентгеновских лучах показала, что он написан поверх изображения мужчины в военной форме.
Исабель одета в костюм махи, ставший в Испании в начале XIX века обобщенным символом обольстительной женщины. Кроме того, эффектный костюм давал художнику возможность показать свое мастерство в передаче разнообразных тканей: сквозь прозрачные кружева черной мантильи просвечивают всполохи белой сорочки и розового атласа платья.
Такое платье оправдывает позу модели, которая характерна для фламенко: левая рука согнута в локте и упирается в бедро, тогда как торс и голова резко повернуты в противоположном направлении. Не будь она связана с образом махи, воспринималась бы очень вульгарно. На картине же наряд и поведение — выражение игры аристократки в нечто рискованное. Конечно, это не могло быть сделано без «разрешения» самой Исабель (в облике махи Гойя изобразил даже королеву Марию Луизу Пармскую).
О других шедеврах по тегу

Источник

Читать еще:

« одного шедевра». «Парусные лодки в Аржантей», Гюстав Кайботт

1888г. Холст, масло. Размер: 65.5 x 55 см. Музей Орсе, Париж Картина Гюстава Кайботта, впервые …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.