Ёптель

это не вероятно, но факт!

« одного шедевра». «Сентябрьское утро», Поль Эмиль Шабас

« одного шедевра». «Сентябрьское утро», Поль Эмиль Шабас 1910-1912гг. Холст, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США Французский художник Поль Эми́ль Шаба́с любил изображать на своих картинах

1910-1912гг. Холст, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Французский художник Поль Эми́ль Шаба́с любил изображать на своих картинах обнажённых юных девушек. Одна из таких работ приобрела широкую известность. Картина «Сентябрьское утро» стала знаменитой благодаря громкому скандалу, который прославил и обогатил художника.
Модель, которую Шабас никогда не идентифицировал, но называл «Марта», была хорошо известна его семье. Из-за материального положения семьи шестнадцатилетней Марте пришлось работать, чтобы содержать мать. В первый день работы над картиной Марта вошла в утреннюю воду и инстинктивно отшатнулась от ее холода. Шабас одобрил этот жест, сказав, что он «идеален». В течение двух летних сезонов он работал над картиной по полчаса каждое утро.
Работа была закончена сентябрьским утром 1911 года. Отсюда ее название. Впервые художник представил публике «Сентябрьское утро» на Парижском салоне в 1912 году. Несмотря на полученную медаль, картина была принята спокойно. Скандал, принесший ей славу, случился через год.
Полотно «Сентябрьское утро», выставленное в витрине художественной галереи в Чикаго, привлекло внимание мэра, который подал на владельца галереи в суд, обвинив того в непристойности. Мэр проиграл процесс, а картина приобрела известность и через пару месяцев была выставлена в одной из Нью-Йоркских галерей. В мае 1913 года Энтони Комсток, глава Нью-йоркского общества борьбы с пороком, осудил картину, как безнравственную. Этот случай получил широкую огласку, а картина приобрела скандальную славу, благодаря чему ее репродукции хорошо продавались в течение нескольких лет.
Литографские экземпляры «Сентябрьского утра» были выпущены в массовом порядке для широкой продажи, продолжая успех, последовавший за скандалом, и широко развешивались в частных домах. Репродукции были показаны на различных продуктах, включая сигарные ленты, открытки, открывалки для бутылок, статуэтки, брелоки для часов и коробки конфет; модель была также популярна как татуировка. «Сентябрьское утро» было первым обнаженным изображением, используемым для календарей. К концу 1950-х их число превысило 1 млн.
«Сентябрьское утро» часто приводится как пример китча (одно из ранних стандартизированных проявлений массовой культуры, характеризующееся серийным производством и статусным значением. Ориентирован на потребности обыденного сознания).

.