ок. 14611473гг. Дубовая доска, масло. Национальный музеей, Гданьск, Польша.
Триптих «Страшный суд» или «Алтарь Якопо Тани» является один из ранних шедевров Ганса Мемлинга, соединившим в себе все характерные черты нидерландской живописи XV века. Написан на дубовых досках масляными красками. Центральная часть размером 221 х 161 см (242 х 180,8 см с обрамлением), две боковые створки размером 223,5 х 72,5 см (242 х 90 см с обрамлением). Реставрировался в 1851 году.
В 1467 году живущий в Брюгге художник Ханс Мемлинг (около 1438-1494) получает от флорентийского банкира Анджело ди Якопо Тани (1415-1492) заказ на изготовление монументального Алтаря Страшного суда с изображением архангела Михаила, взвешивающего человеческие души. По всей вероятности, алтарь предназначался для капеллы святого Михаила церкви Бадиа Фиезолана во Флоренции. Тани выстроил капеллу в честь своего бракосочетания с Катериной Танальи. На триптихе дважды появляется изображение предводителя небесного воинства: в центральной части, где он отделяет души блаженных от проклятых, и на обороте правой створки, где перед его статуей склонила колени супруга Якопо Тани Катерина ди Франческо Танальи.
Триптих, размеры которого в сложенном состоянии и без рамы составляют 22.3 на 305 см, получается просто огромным по сравнению с предполагавшимися изначально размерами, когда он был определен как «продукт для экспорта». Через шесть лет после начала работ произведение было готово к транспортировке. Страшный суд вместе с другими товарами (тканями, мехами, коврами, приправами), погруженными на корабль «Сан Маттео», покидает порт Брюгге и берет курс сперва на Лондон, чтобы затем отправиться в Италию. Но туда он так и не попадает.
Война, разразившаяся между Англией и Ганзой, стала причиной того, что 27 апреля 1473 года судно, хотя и шло под нейтральным флагом Бургундии, было атаковано недалеко от английского берега каравеллой «Петер Данцигский». После ожесточенной борьбы корабль захватили в плен, а добычу разделили в местечке Штале недалеко от Бремена в Северной Германии. Алтарь передали церкви святой Марии в Гданьске и установили в капелле святого Георгия. Несмотря на вмешательства семьи Медичи, папы Сикста IV (1471-1484) и герцога Бургундского, которые были специально подключены влиятельными дарителями, все переговоры о возврате и обмене остались безрезультатными.
Таким образом следующие 300 лет алтарь находится в главной церкви Гданьска. В 1807 году он отправляется в Париж, в Лувр по распоряжению Наполеона (1769-1821). После его поражения державы-победительницы, занимающиеся возвратом похищенных Наполеоном по всей Европе сокровищ искусства, конфискуют произведение. В 1815-1816 годах алтарь можно было видеть в Берлине, власти которого прилагали большие усилия, чтобы оставить его у себя. Решительная позиция гданьских городских властей приводит к тому, что в 1817 году алтарь снова попадает в церковь святой Марии в Гданьске. Сегодня там находится копия работы, оригиналом можно полюбоваться в Национальном музее города с 1960 года.