одного шедевра. Триптих «Сад земных наслаждений», Иероним Босх

 

одного шедевра. Триптих «Сад земных наслаждений», Иероним Босх 15001510 г.г. Дерево, масло. Размер: 389,005 × 220 см. Музей Прадо, МадридСамый известный триптих великого нидерландского

15001510 г.г. Дерево, масло. Размер: 389,005 × 220 см. Музей Прадо, Мадрид
Самый известный триптих великого нидерландского художника, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия Luxuria. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке.
Первое упоминание о триптихе относится к 1517-му году: «Сад» фигурирует в описи имущества семейства Нассау в Брюсселе. Позднее, наряду со многими другими произведениями Босха, картина была вывезена в Мадрид и находилась в собрании испанского короля Филиппа II. В 1936-м году, с началом гражданской войны в Испании, «Сад земных наслаждений» с целью его сохранения был передан в Прадо, в одной из верхних галерей музея он представлен и теперь.
Внешние створки «Сада земных наслаждений», как и во всех прочих триптихах Босха, выполнены в технике гризайли так называется вид живописи, при котором художник работает оттенками одного цвета. В данном случае использована зеленовато-серая гамма. Художественный эффект обусловлен неожиданностью перехода, совершаемого зрителем, от монохромных и лишённых человеческого присутствия внешних створок к многофигурным и красочным створкам внутренним.
Огромная полупрозрачная сфера символизирует момент творения мира, как он описан в Книге Бытия первой из книг Ветхого Завета: сотворение Богом неба и земли, отделение света от тьмы, а воды от тверди. Сам Создатель показан в просвете между облаков в левой верхней части. Интересно, что в ту же историческую эпоху, когда создавался «Сад Земных наслаждений», Микеланджело расписывал свод Сикстинской капеллы. У Микеланджело Создатель представлен в образе великого скульптора, собственными руками придающего форму первозданному хаосу, а у Босха Он, в соответствии с библейским текстом, творит мир не руками, а словом. У восседающего на престоле Бога-творца в руках книга, а рядом Босх помещает слова из Псалтири: «Ибо Он сказал и сделалось; Он повелел и явилось» (Пс.32:9).
Внутренние створки: интерпретации, оценки и смыслы
Между Эдемским садом (левая створка) и адом (правая) располагается Сад наслаждений образ земного мира, давший название всему триптиху.
Уникальную панораму, созданную фантазией Босха и серьёзно нарушающую традиционную христианскую иконографию, пытались объяснять с позиций астрологии и алхимии, философии и нумерологии; в ней искали аллегории и символы, пророчества и скрытые смыслы.
В ХХ веке, после открытия Фрейдом бессознательного, интерес к полузабытому к тому времени Босху вспыхнул с новой силой. Теоретик сюрреализма Андре Бретон настаивал, что в «Саде земных наслаждений» и других произведениях Босха перед нами являются фантомы, кошмары бессознательного, а сам Босх с его галлюцинаторным воображением был первым сюрреалистом: под его кистью обретали видимую реальность глубинные человеческие инстинкты.
Много шума в своё время наделала гипотеза критика Вильгельма Френгера. Он предположил, что центральная часть триптиха «Сад земных наслаждений» это не что иное как манифест секты Свободного Духа, или адамитов, радикального течения, практиковавшего коллективные совокупления с целью опровергнуть миф о первородном грехе. Френгер утвержал, что Босх принадлежал к числу тайных членов секты. Он убеждённо доказывал, что центральная часть триптиха не является сатирой или обличением греха и «не имеет ничего общего с ханжескими воззрениями церкви». Наоборот: это, скорее, идиллия, где нагие любовники «мирно резвятся в спокойствии этого сада, обретя невинность растений и животных, и в обуревающей их чувственности нет ничего, кроме чистого ликования, ничем не замутнённого блаженства». Гипотеза Фрегнера, раздутая газетчиками и созвучная идеям сексуальной революции середины ХХ века, была очень популярна среди широких масс, но научного подтверждения не нашла. Серьёзные исследователи убеждены, что секта Святого Духа на родине художника в Брабанте прекратила своё существование задолго до рождения Босха.
Один из самых значительный исследователей Босха Дирк Бакс установил множественные параллели между образами «Сада земных наслаждений» и голландским фольклором и архаичной литературой. Бакс считал, что животные, плоды и кораллы это эротические символы, которые были широко распространены во времена Босха в народных песнях, поговорках и жаргонных идиомах. В них ягоды и плоды метафорически обозначали половые органы, рыба считалась фаллическим символом, а «собирать плоды» означало совокупление. Вокруг озера в центральной части триптиха движется целая кавалькада обнажённых людей, оседлавших львов, леопардов, кабанов, лошадей и других животных, многие из которых в фольклоре ассоциировались с похотливостью и грубой жизненной силой. Само понятие верховой езды в просторечии было распространённой метафорой полового акта.
Первым в истории интерпретатором картины стал ученый монах Хосе де Сигуэнса. Триптих поступил в распоряжение испанского короля, а Сигуэнса в то время был первым историком и хроникёром Эскориала. Вопреки невиданному доселе апофеозу сладострастия, воплощенному Босхом в центральной части триптиха, Сигуэнса посчитал «Сад земных наслаждений» нравоучительной картиной. Он полагал, что перед нами собирательный образ человечества, которое погрязло в греховных наслаждениях, променяв на них первозданную красоту утраченного рая. Более того: де Сигуэнса даже предлагал написать с картины как можно больше число копий и распространять их, чтобы вразумлять верующих. Интересно, что концепция Сигуэнсы, высказанная в самом начале XVII века, после множества дискуссий и нескольких веков исследований, до сих пор считается наиболее релевантной.
Мысль о пронизанности всего сущего грехом в «Саде земных наслаждений» доводит до логической крайности современная исследовательница Линда Харрис в монографии «Тайная ересь Иеронима Босха». Она полагает, что тёмное начало, доминирующее в «Саде земных наслаждений» накладывает даже на изображение Иисуса. «С одной стороны, Спаситель, предостерегающий Адама и отстраняющий от него Еву. С другой стороны, можно подумать, что изображён сам дьявол, выступающий сводником Адама и Евы. Об этом говорит некоторая странность лица Иисуса», — пишет Харрис.
О других шедеврах по тегу

 

одного шедевра. Триптих «Сад земных наслаждений», Иероним Босх 15001510 г.г. Дерево, масло. Размер: 389,005 × 220 см. Музей Прадо, МадридСамый известный триптих великого нидерландского

одного шедевра. Триптих «Сад земных наслаждений», Иероним Босх 15001510 г.г. Дерево, масло. Размер: 389,005 × 220 см. Музей Прадо, МадридСамый известный триптих великого нидерландского

Источник


Добавить комментарий