Ёптель

это не вероятно, но факт!

? Похороны русского космоса отменяются: Ракета «назло Маску» под хохлому и на лыжах

? Похороны русского космоса отменяются: Ракета назло Маску под хохлому и на лыжах Межконтинентальные баллистические пенсионеры, семейство Союз, лыжи для ракет и прогрессивный конструктор

Межконтинентальные баллистические «пенсионеры», семейство «Союз», лыжи для ракет и прогрессивный конструктор «Ангара»… Всё это поможет русским выполнять в космосе любые задачи: от выведения на орбиту крохотных наноспутников до отправки экспедиций к Луне и Марсу.
Россия прекращает производство одной из главных «рабочих лошадок» космической отрасли – ракеты-носителя тяжёлого класса «Протон-М». Считается, что 14 последних ракет этого типа хватит до 2026 года, а первый запуск новой «Ангары-А5М» назначен на 2024-й. Всего через два года должна начаться новая эпоха русской ракетно-космической отрасли. Что сейчас в ней происходит и на чём русские будут летать в космос в 2030 году Давайте разбираться.
Лёгкий «Рокот», в девичестве МБР
Первым компонентом пусковой отрасли России 2030 года могут стать «вышедшие на пенсию» МБР.
Например, самый лёгкий носитель в распоряжении Роскосмоса – ракета «Рокот», изначально создававшаяся как межконтинентальная баллистическая ракета РС-18. МБР этого типа были сняты с боевого дежурства по условиям российско-американского договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-I) и модифицированы в гражданские ракеты-носители.
«Рокот» выводит на низкую околоземную орбиту порядка двух тонн полезной нагрузки и подходит разве что для отправки в космос наноспутников и небольших аппаратов для изучения Земли.
С одной стороны, эти ракеты – «уходящая натура». Последние из РС-18 произведены в 1985 году, и в 2020-м даже у самых молодых из них истёк срок гарантии. Кроме того, в 2015-м правительство Украины наложило эмбарго на поставку систем управления для ракет этого типа. Так носитель утратил актуальность. По данным открытых источников, последний пуск «Рокота» был произведён в 2018 году.
С другой стороны, в июне 2020 года Минобороны России и Центр Хруничева подписали соглашение о конверсии снимаемых с боевого дежурства ракет РС-18Б «Стилет» в ракеты-носители «Рокот-М». Разработка отечественной системы управления для них оценивалась в 690 млн рублей, а общие расходы по конверсии ракеты, модернизации наземной инфраструктуры и разгонных блоков – в 3,4 млрд. Если программа будет выполнена, а это, скорее всего, случится, – пуски второй модели «Рокота» продолжатся как минимум до 2028 года.
В принципе, нет никаких причин, которые бы не позволили Центру Хруничева позднее взяться за производство носителей «Рокот-3» и «Рокот-4» на базе стоящих в настоящее время на вооружении РВСН ракет Р-36М2 «Воевода» и перспективных «Сарматов».
Орбитальный универсал
В среднем классе безоговорочно доминируют ракеты семейства «Союз». Их разработка началась ещё в 1953 году при непосредственном участии Сергея Павловича Королёва. «Союзы» первого поколения эксплуатировались с 1966 по 1976 год, из 32 произведённых пусков 30 оказались успешными.
В 1973 году в эксплуатацию была введена улучшенная версия этой ракеты – «Союз-У», летавшая до 2017 года. Ракетами этой модели были произведены 800 пусков; надёжность составила 97,3%.
Но на этом история союзных носителей не закончилась. Ещё в начале нулевых сверхнадёжный «Союз-У» получил улучшенные двигатели, цифровую систему управления вместо аналоговой, новую систему навигации и новое обозначение – «Союз-2». Первый полёт обновлённая ракета совершила в 2004 году. В результате произведённых изменений она стала более точной, масса выводимой нагрузки выросла до 9,2 тонны.
На этом развитие семейства не остановилось. Сначала инженеры дали ракете возможность нести головные обтекатели увеличенного до 4,11 м диаметра, благодаря чему носитель смог брать крупные аппараты. Эта модификация получила обозначение «Союз-2.1а». Позже была проведена вторая модернизация: третья ступень ракеты получила новый двигатель РД-0124 (он же 14Д23) с управляемым вектором тяги. В результате получился «Союз-2.1б», каковой используется в настоящее время.
Параллельно, путём снятия боковых разгонных блоков, была создана облегчённая версия ракеты «Союз-2.1в».
«Союзы» – крепкие рабочие лошадки отечественной космонавтики. У них самый широкий диапазон рабочих возможностей, по соотношению как массы выводимого груза к высоте выведения, так и цены пуска к сложности заказа. С помощью этих ракет можно забрасывать довольно тяжёлые (около 9 тонн) аппараты на низкую опорную орбиту или отправлять более лёгкие (до 5 тонн) спутники на солнечно-синхронные орбиты.
Возможности «Союзов» покрывают большую часть диапазона потребностей коммерческих заказчиков и военных. Не случайно эти ракеты запускаются со всех доступных России площадок: космодромов Байконур, Плесецк, «Восточный» и Гвианского космического центра в Южной Америке.
Будущее среднего класса
Как бы ни были хороши «Союзы», время идёт, и к технике предъявляются новые требования. Главное из них сейчас – многоразовость хотя бы первой ступени. В руководстве Роскосмоса полагают, что добиться этого можно только при переходе с кислородно-керосиновых двигателей на кислородно-метановые. Преимущество последних в том, что при сгорании метана не образуется сажа, поэтому двигатель можно заправлять и использовать повторно без разборки и чистки, что приходится делать при использовании керосина.
При всём этом, Роскосмос не хочет повторять концепцию Илона Маска, ракеты которого садятся «свечкой» (торможение обеспечивается работой двигателя). Вместо этого отечественные конструкторы работают над проектом ракеты, оснащённой складывающимися крыльями. При возвращении она должна будет совершать аэродинамический полёт и гасить скорость о набегающий поток воздуха.
Этой концепции соответствует проект «Крыло-СВ», разработанный конструкторским бюро им. В.М. Мясищева. В октябре 2021 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин обещал, что прототип возвращаемой ступени с крыльями будет готов к концу 2022 года. Соответственно, если проект получит путёвку в жизнь, то к 2030-му отечественная космонавтика будет иметь лёгкие носители с планирующими возвращаемыми ступенями.
С целью сокращения затрат на содержание взлётно-посадочных полос уже озвучивалось предложение снабдить ракету не только складывающимися крыльями, и но и лыжами. Это не шутка, а слова руководителя экспериментального конструкторского бюро им. Бартини ЦНИИмаш Бориса Сатовского. Если же такую лыжную ракету расписать под хохлому – а Роскосмос уже делал нечто подобное, – можно получить очень неожиданный образчик техно-фолка в русском стиле.
В любом случае, развитие отечественных носителей среднего класса не ограничивается одной проработкой многоразовых ракет. Наиболее вероятным преемником «Союза-2» станет не экстравагантное «Крыло», а ортодоксальный одноразовый «Союз-5», он же «Иртыш». Улучшения параметров здесь планируется достичь за счёт перевода двигателя на синтетическое топливо – нафтил. «Союз-5» должен быть тяжелее и мощнее старших братьев: предполагается, что на низкую орбиту он будет выводить до 17 тонн полезной нагрузки – почти вдвое больше вторых «Союзов».
Создание этой ракеты предусмотрено действующей Федеральной космической программой (ОКР «Феникс»), а начало лётных испытаний назначено на 2024 год. Если в политике Роскосмоса не произойдёт кардинального поворота, то в 2030-м одним из главных средств доставки космонавтов на орбиту будет именно эта ракета.
«Союз-5» планируется запускать не только с обычных космодромов, но и с плавающей платформы «Морской старт». Также на этапе эскизного проектирования было выдвинуто требование совместимости нового «Союза» с головными обтекателями перспективной ракеты «Ангара-5» и обтекателями иностранного производства. Кроме того, именно «Союз-5» решено сделать основой для ракеты-носителя сверхтяжёлого класса «Енисей», создание которого, скорее всего, произойдёт уже после 2030 года.
Большие ракеты для больших дел
Для реализации действительно амбициозных задач в космосе стране нужны мощные ракеты, тяжёлые и сверхтяжёлые. Вывод сегментов космической станции, отправка миссий на Луну или к другим планетам Солнечной системы – эти задачи по плечу только им.
Сейчас они решаются с помощью трёхступенчатой ракеты-носителя «Протон-М». При собственной массе в 705 тонн «Протон» способен забросить на низкую опорную орбиту (НОО) более 22 тонн полезной нагрузки. Он же может вывести до 6,3 тонны на промежуточную геопереходную орбиту и до 3,3 тонны на геостационарную орбиту (а это около 35 тысяч км от Земли).
К настоящему моменту произведено более 400 пусков «Протонов» всех модификаций. Это не просто один из мощнейших, но и один из наиболее надёжных носителей в истории человечества.
Есть, правда, у него крупный недостаток: высокая токсичность гептила (несимметричного диметилгидразина), на котором работают его двигатели. Во времена СССР и в 1990-е отработанные ступени «Протонов» наносили экологический вред районам Центрального Казахстана, юго-востоку Западной Сибири и северо-востоку Алтая. Позже Роскосмос в значительной степени решил проблему за счёт полного сжигания остатков топлива в падающих ступенях. Однако отказ от токсичного гептила – такое же требование времени, как и многоразовость первой ступени ракет.
На смену гептиловым колоссам советской эпохи должна прийти принципиально новая ракета – «Ангара». Это не просто новый носитель, а настоящий конструктор из универсальных модулей, позволяющих собрать ракету с оптимальными параметрами под нужды каждого конкретного пуска:
лёгкий носитель, способный выводить на НОО до 3,5 тонны полезной нагрузки («Ангара-1.2»);
среднетяжёлый, поднимающий на ту же высоту более 24 тонн груза («Ангара-А5»);
тяжёлый, забрасывающий на НОО до 37,5 тонны («Ангара-А5В»).
Нетрудно заметить, что лёгкая «Ангара» конкурирует с ракетами «Рокот», превосходя их по грузоподъёмности в полтора раза, «Ангара-А5» – по своим возможностям аналог «Протонов», а перспективная «Ангара-А5В» будет мощнее любой из ныне эксплуатируемых отечественных ракет.
Прекращение производства «Протонов» говорит о том, что руководство Роскосмоса уверено: проект создания «Ангары-А5» сдвинулся с мёртвой точки, и к середине десятилетия ракета будет готова к серийному производству.
Что с того
На наших глазах отечественная ракетно-космическая отрасль перерастает советский технологический задел и постепенно встаёт на ноги. Не всегда и не везде процесс идёт гладко, но забывать про космос наша страна явно не собирается.
Судя по работам, которые ведутся в настоящее время, к концу десятилетия Россия будет иметь полную линейку носителей для выполнения всех возможных задач: от максимально дешёвого запуска крохотных наноспутников – до выведения на орбиту сегментов орбитальной служебной станции и отправки экспедиций к Луне и Марсу.

.