Ёптель

это не вероятно, но факт!

«А зори здесь тихие». Старое и новое кино

 

А зори здесь тихие. Старое и новое кино Существует теория, гласящая, что молодёжь не хочет и не будет смотреть старые фильмы. Правдива эта теория или нет сказать сложно. Старые фильмы никто,

Существует теория, гласящая, что молодёжь не хочет и не будет смотреть старые фильмы. Правдива эта теория или нет сказать сложно. Старые фильмы никто, естественно, в прокат не запускает, а количество скачиваний с трекеров надёжным показателем не является. Так или иначе, римейки фильмов или повторная экранизация литературных произведений вещь неизбежная, хотя и вызывает недовольство тех, кто видел оригинал. Вот и я, запамятовав о двух фильмах: «Тонкая красная линия» (Thin Red Line) или «Отныне и вовеки веков» (From here to the eternity), встретил в штыки новость о выходе современной версии «А зори здесь тихие». И дело не в том, что доверия к российскому кинематографу нет. Просто картина 1972 года практически совершенна. И актерской работой, и режиссурой, и сценарием. Но, говорят, устарела. Тем не менее, сравнивать новый фильм приходится именно с ней, хотя его создатели и уверяют, что снимали не римейк, а делали новую экранизацию повести Васильева. С одной стороны, они не соврали, с другой слукавили. Но об этом позже.

Мы разобрались с вопросом «зачем», а теперь переходим к исторической части обзора.

Действие повести и обоих фильмов разворачивается в мае 1942 года на небольшом переезде Кировской (Мурманской) железной дороги, связывавшей север страны с центральными областями. Стратегическая ценность этой дороги была огромна: по ней шли поставки союзной помощи, приходившей в северные порты. Если бы немцам удалось перерезать эту дорогу, Северные фронты и флот обрекались на гибель, что имело бы катастрофические последствия для хода всей войны. Прорваться к дороге немецким войскам и их финским союзникам не дали, но «Мурманка» стала объектом многочисленных диверсий, пик которых пришёлся на август 1942 февраль 1943 годов. Тогда в малолюдном советском тылу развернулось настоящее сражение между пограничниками и партизанами с одной стороны и диверсантами (в том числе из знаменитого полка «Бранденбург-800») с другой. Участниками этой «тихой войны» и стали герои повести Бориса Васильева.

Теперь подробнее о героях. Главный персонаж «Зорь», разумеется, старшина Федот Васков. Персонаж интересный и типичный для предвоенной и послевоенной Красной армии. Васков родился в 1909 или 1910 году в бедной семье, рано потерял отца и фактически в одиночку содержал родных. Получил четырёхклассное образование, проще говоря научился читать-писать. Году в 192829 ему повезло в первый раз: смог попасть на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную армию. В то время служба в армии была весьма престижным делом и могла дать хороший карьерный толчок. И тут Васкову повезло ещё раз: его, как грамотного, определили в полковую школу. Такие школы существовали для того, чтобы готовить младший комсостав (отделённых и взводных командиров) из красноармейцев-сверхсрочников. При дальнейшем везении и выявлении дополнительных талантов можно было продолжить обучение и выслужиться в командирские звания.

Старшина Васков: всегда подтянут и аккуратен. Обратите внимание на поясе у него не уставной НР-40, как в новом фильме, а финка с наборной рукоятью, скорее всего трофей Зимней войны

Однако Васков таких высот не достиг. Десять лет понадобилось ему, чтобы дослужиться до старшины потолок для младшего командира. Но старшина звание особенное. Вот что пишет Борис Васильев о самоощущении Васкова: «Одно знал: он старше рядовых и лейтенантов, ровня всем майорам и всегда младше любого полковника. Дело тут не в субординации было в мироощущении». Васков живёт по Уставу. Он умён, но малообразован. Осознаёт это и стесняется этого. Васков, без всякого сомнения, храбрец: у него две медали, полученные в короткой Финской войне «За Отвагу» и «За Боевые Заслуги». В тылу он оказался после неполного излечения от тяжёлых ран. Теперь он занят проверкой сохранности пакгауза, ежедневно проверяет пломбы и безуспешно пытается поддерживать порядок среди зенитчиков, которых занесло в тихое место.

Даже после похода через болото старшина Васков поддерживает аккуратный внешний вид, как того и требует Устав
Всю свою жизнь Федот Евграфыч выполнял приказания. Выполнял буквально, быстро и с удовольствием, ибо именно в этом пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования. Как исполнителя, его ценило начальство, а большего от него и не требовалось. Он был передаточной шестернёй огромного, заботливо отлаженного механизма: вертелся и вертел других, не заботясь о том, откуда началось это вращение, куда направлено и чем заканчивается.

А тут складывается ситуация, когда ему впервые в жизни предстоит действовать самому, без начальства, опираясь исключительно на свои решения и на свой опыт. Именно такого Васкова играет в фильме Ростоцкого Андрей Мартынов (когда он снимался, ему было всего 26 лет). Его герой всегда выбрит, и хотя повседневная форма его поношена, выглядит она аккуратно, в полном соответствии с Уставом. Васков в исполнении Петра Фёдорова выглядит совершенно иначе: Фёдоров вообще актёр нервический. Он хорошо раскрывает образ старшины во второй половине фильма, когда наступает время действовать. А вот в первой половине его как бы и нет. Откровенно говоря, выглядит он не как старшина-«бурбон», тянущий лямку уж второй десяток лет, а так, будто призвался недавно и сам регулярно употребляет самогон вместе с мужиками-зенитчиками. Фёдорову пришлось решать сложную задачу копировать Мартынова невозможно, играть другого Васкова чрезвычайно трудно. Васильев прописал героя так, а не иначе, и иных толкований быть не может в принципе. И именно по этой причине фёдоровского Васкова в первой половине фильма особо и не видать. Ну, ходит комик какой-то. И, главное, не кажется он поначалу старше девушек-зенитчиц. Потом будет казаться, но не сначала.

«Новый» старшина Васков выглядит как актер Фёдоров, впервые надевший гимнастёрку за пять минут до входа в кадр.

Зенитчицы. Красивые и гламурные девушки играют роли зенитчиц. И гламур этот из них никак не выбить. А нужно. Вот Шарлиз Терон не боится набрать килограммы и испортить свою внешность жутким гримом. Не побоялась Деми Мур обриться наголо при необходимости. Пошла Сигурни Уивер на то, чтобы выглядеть почти как скелет в третьем «Чужом». А вот барышни из новой экранизации «Зорь» никак не походят на девушек весны 1942 года. Хотя и честно стараются играть. И прически Ладно, Комельковой по сюжету положено длинную гриву носить, но Осянина, вдова командира-пограничника! Вы знаете, что такое жены комсостава 1941 года Все возможные степени значков БГТО, ПВХО и БГСО! Жена командира заставы, занявшая место рядом с ним в окопе и отстреливающая супостата из винтовки, вот пропагандистский типаж предвоенного кинематографа. Посмотрите на фотографии военных лет чаще всего волосы сзади подстрижены так, что не касаются воротника гимнастёрки. И вот эта прическа при том, что актриса Микульчина неплохо справляется со своей ролью, мешает. Превращает её в ряженую. Мелочи, но впечатление портят. Сравнивать современных актрис с теми, кто играл в фильме сорокалетней давности, не хочется. Другая актёрская школа, другие времена. Из новой команды лучше всех смотрится Софья Лебедева, исполнительница роли Бричкиной. Хуже всех, предсказуемо, Агния Кузнецова в роли Гурвич.

Отчего-то современные кинематографисты считают, что если герой полковник, то обязательно должен быть убелён сединами. На самом деле полковнику 194041 гг. могло ещё не быть и тридцати лет

Повесть Васильева настолько компактна, а сценарий, написанный им с Ростоцким, настолько подробный, что переснять фильм без цитат из оригинала было крайне сложно. В общем, практически все «оригинальные идеи» пришлись на «флэшбэки» воспоминания девушек об их прошлом. Ростоцкий сделал их фантасмагоричными. Яркие цвета, павильонная съёмка. Всё «ненастоящее», как во снах. И тут повезло только Комельковой. Её история попала в фильм без изменений.

Бричкину сделали раскулаченной, хотя в книге Васильева тот факт, что она не из раскулаченных, оговаривается точно и конкретно:

А тебя, часом, не раскулачили, Иван Петрович вдруг тихо спросил гость.

Чего меня кулачить вздохнул лесник. Прибытку у меня два кулака да жена с дочкой. Невыгодно им меня кулачить.

Им..

Ну, нам!.. Отец плеснул в стакан, чокнулся. Я не волк, мил человек, я заяц.

 

Вдобавок, брянскую девушку, которую Ростоцкий прописал на Вологодщине, загнали теперь в Сибирь.

Гурвич «подарили» смерть её матери в Минском гетто, хотя разговора с Васковым в лесу, из которого всё становится понятным, кажется, достаточно. А ещё создатели фильма зачем-то убили студента, подарившего ей книгу стихов Блока. Хотя из текста Васильева мы знаем, что он ушёл на фронт на пятый день войны.

Больше всего «повезло» Четвертак. Согласно тексту книги, она сирота-подкидыш, подброшенная в детдом. Сценаристы сделали её ребёнком репрессированной женщины. Действительно, отчего бы не включить в фильм и сцены раскулачивания, и репрессии. И показать, как пятилетнюю Четвертак (фамилию, кстати, в детдоме дали) приводят в детский дом для детей изменников Родины. А тут начинается простая арифметика. Четвертак в момент действия фильма лет 18. Репрессировать её мать ранее 1937 года не могли (могли, конечно, но откуда сценаристу Короткову об этом знать). Стало быть, в детдом бедная Галя должна попасть лет в 1213. В самом деле, не забрали же её маму по каким-то экзотичным делам второй половины 20-х годов А ведь Четвертак выведена Васильевым как патологическая лгунья, которая свои мечты выдаёт за реальность. И в её исходном флэшбэке она представляет себя не кем иным, как Любовью Орловой.

Что касается Осяниной, её флэшбэк вроде не противоречит сюжету, но содержит глупейшую сцену боя погранотряда (командир заставы стреляет из пулемёта с вышки(!!!). Именно эта сцена в трейлере и заставила любителей военной истории хвататься за бутылочки с корвалолом.

Вообще, создатели новых «Зорь» вполне могли обойтись без этих флэшбэков. Тем более что до какого-то момента они вполне обходились закадровым комментарием.

Другим признаком того, что мы всё-таки имеем дело именно с римейком, является эпизод со сбитием самолёта. В книге Осянина сбивает аэростат, а потом расстреливает выбросившегося с парашютом наблюдателя но происходит это до того, как девушек переводят на переезд. Васильев и Ростоцкий перенесли эпизод в фильм. Оттуда он перекочевал в картину Давлетьярова. Кроме того, некоторые фразы, которые в книге произносит Васков, переданы сценаристами другим персонажам. Удивительно, но в обоих фильмах одним и тем же. Таким образом, предположим всё-таки, что Ринат Давлетьяров снял римейк фильма Станислава Ростоцкого. И ничего ужасного в этом нет.

С установкой, из которой зенитчицы стреляют по самолётам, тоже проблемы: в книге Васильева говорится о «счетверёнке». Весной 1942 года таковой может считаться счетверённый зенитный пулемёт Максим, а точнее, зенитная пулемётная установка М-4 образца 1931 года. Счетверённый 12,7-мм пулемёт Браунинга барышням никто не дал бы, да и вряд ли в то время они вообще поставлялись в СССР. В фильме Ростоцкого фигурирует 14,5-мм установка ЗПУ-4. Штука красивая и эффективная, но послевоенная. Наконец, в новом фильме зенитчиц вооружили 37-мм установкой 61-К образца 1939 года. Она тоже хороша, но у неё есть один недостаток: она не «счетверёнка». Самое смешное, что и в 1971 году, и в наши дни найти М-4 не представляло большого труда.

С трудом, но можно различить, что в исходном фильме используется ЗПУ-4-В новом фильме 61-К

А вот это и есть «счетверёнка» М-4, которая на самом деле должна была быть в обоих фильмах

Сама сцена сбития самолёта в новом фильме потрясает и сопровождается душераздирающими подробностями. Зенитчицы стреляют по «Старой Тете Ю», Ju-52, тихоходной транспортной машине, которая применялась при высадке парашютных десантов, но не в операциях против «Мурманки». Солдат «Брандербурга» выбрасывали с FW-200 «Кондор», а финские диверсанты, отказывавшиеся прыгать с парашютом, добирались до места на моторных лодках и пешком. Ju-52 был крайне уязвим, плохо защищён, и единственной возможной реакцией пилота на обстрел с земли или вообще откуда-нибудь было развернуть машину и постараться улететь подальше. В фильме же Давлетьярова самолёт пикирует на зенитчиц, пытаясь расстрелять их из носовых пулемётов (!!!). Это в принципе невозможно, ибо огневая точка у Ju-52 одна и расположена она сзади. Кстати, сбитую «Тетю Ю» зенитчицы без труда могли бы опознать именно как транспортный самолёт. Для бомбометания он в 1942 году уже не применялся, зато был известен как «извозчик» для парашютистов. Его сбитие однозначно спровоцировало бы появление на переезде отряда пограничников, и старшине не пришлось бы вести девушек на погибель. Кстати, плакаты с силуэтами самолётов противника, которые должны висеть на стенах служебных помещений, в новом фильме отсутствуют, а вот в старом они есть.

Ju-52 был уязвим практически для любого огня с земли. Даже М-4, стрелявшая патронами винтовочного калибра, была для него смертельно опасна

Между прочим, стоит подробнее остановиться на взаимоотношениях Васкова и зенитчиц. Дело в том, что старшина старший по званию военный на разъезде 172, следовательно, он является начальником гарнизона. То есть, по дисциплинарным и строевым вопросам зенитчицы ему подчиняются, но не по вопросам стрельбы по самолётам. Зато когда возникает необходимость перехватить диверсантов, Васков отдаёт приказы, которые никто не может отменить либо оспорить.

Напоследок нельзя не упомянуть немецких диверсантов. Поразительно, но в 2015 году, когда в России и в мире полно реконструкторов и консультантов, не нашлось никого, кто подсказал бы реквизиторам, что немецкие парашютисты, в силу особенностей устройства парашютов, не могли прыгать с самолётов в стальном шлеме М-35. Для них был разработан в 1938 году специальный шлем. И в старом фильме диверсанты носят именно такие шлемы. Кроме того, части СС в диверсиях на Кировской железной дороге не участвовали. По этой причине немцы были либо в униформе вермахта, либо носили форму люфтваффе, как в фильме Ростоцкого.

Диверсанты в старом фильме носят «правильные» шлемы, но одеты в лётные комбинезоны люфтваффе

«Современные» диверсанты одеты в правильные прыжковые куртки (на солдатском слэнге «мешки для костей»), но носят обычные пехотные стальные шлемы

А теперь о самом фильме. Если абстрагироваться от существования картины Ростоцкого, он вовсе не так плох, как может показаться при просмотре трейлера. Более того, на общем фоне серенькой и убогой отечественной военной кинопродукции он даже хорош. Это можно смотреть, на это можно водить детей. Надлежащее уважение проявлено и к памяти павших, и к тем, кто остался в живых. В общем, режиссер Ренат Давлетьяров и его группа отработали на «хорошо». Смотреть его фильм или удовлетвориться картиной Ростоцкого дело ваше.

А зори здесь тихие. Старое и новое кино Существует теория, гласящая, что молодёжь не хочет и не будет смотреть старые фильмы. Правдива эта теория или нет сказать сложно. Старые фильмы никто,

А зори здесь тихие. Старое и новое кино Существует теория, гласящая, что молодёжь не хочет и не будет смотреть старые фильмы. Правдива эта теория или нет сказать сложно. Старые фильмы никто,

Источник