Ёптель

это не вероятно, но факт!

Александр Евгеньевич Яковлев (25 июня 1887–1938) – русский живописец, график, мастер рисунка, портретист, автор жанровых картин и пейзажей, театральный декоратор, художник монументалист, представитель неоклассического течения внутри модерна.

Александр Евгеньевич Яковлев (25 июня 1887–1938) – русский живописец, график, мастер рисунка, портретист, автор жанровых картин и пейзажей, театральный декоратор, художник монументалист,

Художник родился в Санкт-Петербурге в семье морского офицера. Окончив Петербургскую гимназию К.И.Мая, он поступает в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. По окончании испытательного срока, с декабря 1907 года Яковлев становится учеником мастерской профессора Д.Н.Кардовского. Дальнейшее свое творчество мастер будет всегда соотносить с эстетическими и педагогическими принципами любимого учителя. Школа Кардовского основывалась на верности классическим законам в живописи старых мастеров. «Анализ формы и цвета был основой преподавания Дмитрия Николаевича,-писал Яковлев. — …личные начинания учеников не были связаны и индивидуальности развивались свободно…». В Академии Яковлев в совершенстве овладевает приемами натурного рисования способом воплощения трехмерной формы на плоскости.
Годы учебы в Академии (1907- 1913) закрепили за Яковлевым славу блестящего рисовальщика. Многочисленные академические штудии обнаженных натурщиков выполнены сангиной, красно-коричневый цвет которой убедительно передавал теплоту и рельефное совершенство человеческого тела. Художник никогда не расставался с карманным альбомом, зарисовывая уличные сценки, оригинальные типы людей. Этот материал он использовал для журнала «Сатирикон», с которым он сотрудничал с 1909 по 1913 годы. У молодого художника уже тогда проявился талант к мгновенному изобразительному репортажу.
В 1916 году Яковлев становится членом объединения «Мир искусства», начинает принимать участие в выставках, его картины приобретаются частными коллекционерами. В 1917 году художник начал преподавать рисунок на Женских курсах высших архитектурных знаний в Петрограде. Вместе с Д.Н.Кардовским и В.И.Шухаевым они организовали кратковременное объединение «Цех живописцев Св.Луки», призванное возродить профессиональные традиции старых мастеров. Но в России нарастают революционные события, Яковлев чуть не погиб при расстреле июльской демонстрации на Невском проспекте. В сентябре 1917 года он уезжает в заграничную командировку, которая выльется в эмиграцию до конца его жизни.
Вплоть до 1919 года Яковлев путешествовал по Дальнему Востоку, посетил Монголию, Китай, Японию. Он всецело занят творческим поиском необычных моделей и сюжетов: посещает китайский театр и бедные японские кварталы, сопровождает погонщиков верблюдов и выходит с рыбаками в море. В апреле 1920 года в парижской галерее Барбазанж он открывает свою выставку из 169 произведений на тему Востока. Публика и критика восторженно восприняли техническую и экзотическую достоверность работ, сравнивая роль художника с миссией Марко Поло. Через месяц с искусством Яковлева знакомится и Лондон. Произведения мастера отличает изысканность рисунка, пластическая выразительность и прорисовка деталей. Стилизованные этнические образы обладают острохарактерной выразительностью и правдоподобием. В 1922 году французское издательство Люсьена Вожеля выпустило прекрасно оформленный альбом репродукций восточных сюжетов Яковлева, большая часть которых была куплена прямо с выставки.
С начала 1920-х годов художник живет в Париже.
Яковлев – редкий художник-эмигрант, удостоившийся персональной выставки на Родине. В 1928 году в залах Академии художеств в Ленинграде, состоялась выставка, приуроченная к 15-летию окончания им этого учебного заведения. На ней экспонировались ранние работы мастера из советских собраний, а также репродукции картин из африканского и восточного циклов, оригиналы которых были проданы на парижских выставках. Два альбома с дарственными надписями художник подарил в Академию художеств в Ленинграде, где они хранятся и поныне. Одновременно Яковлев участвовал в русском отделе выставки Современного французского искусства в Москве. По мнению известного критика А.Эфроса, «он остался все тем же блестящим академическим экзотиком, Верещагиным 1920-х годов – минус реализм, плюс декоративизм…»
В 1931–1932 годах Яковлев принял участие в трансконтинентальном пробеге по Азии. Поездка, вновь организованная А.Ситроеном, получила название «Желтый рейс». Путь, длиною в 7000 миль, пролегал через Сирию, Ирак, Персию, Монголию до Китая водным и сухопутным маршрутом. В путешествии художник изображает актеров и бедуинов, тегеранских девушек и афганских всадников, тибетских лам, китайских военоначальников и монгольских кочевников. Из поездки по Азии он привозит около 800 работ, созданных в условиях еще более трудных, чем в Африке. Азиатский цикл на выставке в Париже 1933 года вызвал еще больший успех, чем африканский. «Такой сверхчеловеческий фокус,– писал А.Бенуа,– произведен руками, интеллектом и волей человека…Это…живые люди, каждый со своей самобытностью, во многих же чувствуется величайшая духовная напряженность».

Александр Евгеньевич Яковлев (25 июня 1887–1938) – русский живописец, график, мастер рисунка, портретист, автор жанровых картин и пейзажей, театральный декоратор, художник монументалист,

Александр Евгеньевич Яковлев (25 июня 1887–1938) – русский живописец, график, мастер рисунка, портретист, автор жанровых картин и пейзажей, театральный декоратор, художник монументалист,

Александр Евгеньевич Яковлев (25 июня 1887–1938) – русский живописец, график, мастер рисунка, портретист, автор жанровых картин и пейзажей, театральный декоратор, художник монументалист,

Александр Евгеньевич Яковлев (25 июня 1887–1938) – русский живописец, график, мастер рисунка, портретист, автор жанровых картин и пейзажей, театральный декоратор, художник монументалист,

Александр Евгеньевич Яковлев (25 июня 1887–1938) – русский живописец, график, мастер рисунка, портретист, автор жанровых картин и пейзажей, театральный декоратор, художник монументалист,

Источник