Ёптель

это не вероятно, но факт!

Амбруа́з Волла́р (Ambroise Vollard, 3 июля 1866-1939)— один из самых значительных торговцев произведениями искусства в Париже в конце XIX — начале XX века. «Амбруаз с одного взгляда мог оценить произведение искусства», — писал Сезанн.

Амбруа́з Волла́р (Ambroise Vollard, 3 июля 1866-1939)— один из самых значительных торговцев произведениями искусства в Париже в конце XIX — начале XX века. Амбруаз с одного взгляда мог оценить

Он поддерживал как финансово, так и морально многих знаменитых и неизвестных художников, включая Сезанна, Майоля, Пикассо, Руо, Гогена и ван Гога. Был известен также как коллекционер и издатель.
Воллара, бывшего для своих художников не только арт-дилером, но и другом, часто писали ведущие французские мастера живописи.
«Ни одну из самых красивых женщин, когда либо живших на земле, не писали, рисовали или гравировали чаще, чем Воллара: Сезанн, Ренуар, Руо, Боннар… Но мой кубистический портрет был из них самым лучшим»
Пабло Пикассо
Арт-дилера трижды писал Ренуар, несметное количество раз — Пикассо, дважды — Морис Дени, а также многие другие. Казалось, вся арт-богема Парижа хочет потешить тщеславие Воллара, чтобы получить награду — отличного арт-дилера. Хотя месье Амбруаза сложно было назвать просто арт-дилером — скорее, он был бизнесменом и куратором искусства в одном флаконе.
Интересно, что любимым для Воллара был не портрет кисти Сезанна (1895 г.), которого арт-дилер очень любил, а работа Боннара (1924 г)
Секрет прост: Боннар «посадил» на руки арт-дилеру любимого кота. Этот прием использовали и другие художники, но только Боннару удалось выполнить портрет без китча и лишних экспериментов (последними грешил Пикассо).
Работа была жизнью Воллара, а вот семью он так и не завел. Постоянно рядом с ним находились только картины и кот — именно поэтому на половине портретов питомец увековечен вместе с хозяином.
Сезанн: одним из самых громких успехов Воллара считается его покупка работ Сезанна. У абсолютно неизвестного художника за гроши он приобрел на корню всю мастерскую (ок. 150 работ). И после этого сделал ему имя.
Гоген: в то время, как художник жил на Таити, удалившись от цивилизации, маршан написал ему и оптом выкупил все сделанные им там работы (захватив, таким образом, практически монополию). А Гоген получил средства для продолжения своей уединенной жизни.
Пикассо: Амбруаз Воллар имел тесные контакты с Пикассо в течение розового и голубого периодов художника, в 1901 г. он устроил его первую выставку. Но кубизм не принял, и разорвал сотрудничество. Художник снова начал работать на Воллара в 1937 г., создав для него графический цикл офортов про Минотавра — т. н. «Сюиту Воллара». Именно Воллар надоумил Пикассо рисовать на керамике, понимая, что дорогие сувениры — именно то, что может заинтересовать богатых покупателей. Так и случилось.
Шагал: дилер поддержал мастера в годы эмиграции, дал ему заказ на иллюстрации Гоголя и Лафонтена. Позже, также для Воллара, он будет иллюстрировать Библию
Матисс: Прежде чем попасть в галерею к Воллару, Матисс успел неплохо поскитаться по Европе — долго, но безуспешно. Вернувшись в Париж, он был в таком отчаянии, что пытался устроиться в театр на постыдную работу: охранять за кулисами лестницу без перил, с которой однажды упал работник и разбился насмерть. На эту работу художника не взяли.
Воллар же устроил у себя в галерее первую персональную выставку Матисса. За окном стоял 1894 год. Полотна фовиста продались неплохо в основном не из-за спроса, а из-за низкой цены. Это позволило художнику хоть как-то удержать брюки на талии.
При этом Матисс Воллара яро, люто ненавидел. После окончания деловых отношений он смело мог бросить кому-то из общих знакомых после короткого диалога: «Ах, сегодня ужинаете у этого скота Я вам не завидую». Воллар же при упоминании Матисса просто холодно молчал.

В Париже начала XX века было так много талантов, что не выжать из них что-то принципиально новое для Воллара было бы стыдно. В какой-то момент маршан понял, что галерея — слишком мало для его бизнеса. Он осознавал, что мир в XX веке быстро меняется, запросы публики — тоже, а значит, надо заранее угадывать, что станет популярным завтра.
Воллар первым придумал издавать арт-буки и привлекать к этому художников.
Пикассо, Матисс, Сезанн, Шагал и многие другие сотрудничали с издательством Амбруаза Воллара.
Пикассо создал для арт-дилера серию офортов про Минотавра, Шагал — иллюстрации к Библии.
Дега проиллюстрировал «Заведение Телье» Ги де Мопассана. Кстати, эта книга вышла ограниченным тиражом, и Пикассо очень гордился экземпляром в своей коллекции.
Погиб «патрон постимпрессионизма» в автокатастрофе в свои 73 (1939 г.), не дожив до ужасов войны. Их увидели «дети» Амбруаза — коллекция полотен. Часть из них досталась дальним родственникам, часть разлетелась по свету.
Мы привыкли думать, что музы — бестелесые духи или красивые девушки. Но реальная «муза» выглядит как Воллар: человек с угрюмым лицом, отличным вкусом и большими планами.
Для искусства XX века он сделал не меньше, чем сами художники — он дал им свободу творчества. Как такого не любить

Амбруа́з Волла́р (Ambroise Vollard, 3 июля 1866-1939)— один из самых значительных торговцев произведениями искусства в Париже в конце XIX — начале XX века. Амбруаз с одного взгляда мог оценить

Амбруа́з Волла́р (Ambroise Vollard, 3 июля 1866-1939)— один из самых значительных торговцев произведениями искусства в Париже в конце XIX — начале XX века. Амбруаз с одного взгляда мог оценить

Амбруа́з Волла́р (Ambroise Vollard, 3 июля 1866-1939)— один из самых значительных торговцев произведениями искусства в Париже в конце XIX — начале XX века. Амбруаз с одного взгляда мог оценить

Амбруа́з Волла́р (Ambroise Vollard, 3 июля 1866-1939)— один из самых значительных торговцев произведениями искусства в Париже в конце XIX — начале XX века. Амбруаз с одного взгляда мог оценить

Амбруа́з Волла́р (Ambroise Vollard, 3 июля 1866-1939)— один из самых значительных торговцев произведениями искусства в Париже в конце XIX — начале XX века. Амбруаз с одного взгляда мог оценить

Амбруа́з Волла́р (Ambroise Vollard, 3 июля 1866-1939)— один из самых значительных торговцев произведениями искусства в Париже в конце XIX — начале XX века. Амбруаз с одного взгляда мог оценить

Амбруа́з Волла́р (Ambroise Vollard, 3 июля 1866-1939)— один из самых значительных торговцев произведениями искусства в Париже в конце XIX — начале XX века. Амбруаз с одного взгляда мог оценить

Амбруа́з Волла́р (Ambroise Vollard, 3 июля 1866-1939)— один из самых значительных торговцев произведениями искусства в Париже в конце XIX — начале XX века. Амбруаз с одного взгляда мог оценить

Амбруа́з Волла́р (Ambroise Vollard, 3 июля 1866-1939)— один из самых значительных торговцев произведениями искусства в Париже в конце XIX — начале XX века. Амбруаз с одного взгляда мог оценить

Амбруа́з Волла́р (Ambroise Vollard, 3 июля 1866-1939)— один из самых значительных торговцев произведениями искусства в Париже в конце XIX — начале XX века. Амбруаз с одного взгляда мог оценить

.