Андре Дерен (фр. André Derain; 1880 1954 ) французский живописец, график, театральный декоратор, скульптор, керамист.

 

Андре Дерен (фр. André Derain; 1880 1954 ) французский живописец, график, театральный декоратор, скульптор, керамист. Учился у Э. Карьера (1898-99) и в Академии Жюлиана (1904) в Париже.

Учился у Э. Карьера (1898-99) и в Академии Жюлиана (1904) в Париже. Становление художника прошло под влиянием его друга Мориса де Вламинка и позднее Анри Матисса, оказавших на него огромное влияние. Но по-настоящему близким другом Дерена становится художник-самоучка Морис Вламинк (Maurice de Vlaminc), с которым он познакомился в 1900 году. Объединяет молодых художников то, что они оба уроженцы Шату и жизнь их проходит между Парижем и родным городом. Вместе они арендуют под мастерскую заброшенный ресторан на острове Шату, омываемом водами Сены, в историческом центре своего родного города. У них много общего во взглядах на искусство. Они вместе пишут пейзажи в окрестностях города. Особенно вдохновила обоих выставка Винсента Ван Гога, проходившая в марте 1901 года в галерее Бернхайма младшего. Как позже говорил Дерен, они были опьянены цветом и солнцем, которое пробуждает цвет к жизни. Матисс настороженно отнесся к этой дружбе, по его мнению, Вламинк выглядел диковатым, был излишне шумным и повсюду обращал на себя внимание.

Становление Дерена как начинающего художника прерывается службой в армии. В сентябре 1901 года Дерен отправляется в Комерси (Мёз, Лотарингия) нести воинскую повинность. В течение службы, длившейся долгих три года, Дерен много читает, делает серию юмористических рисунков, которые Вламинк пытается напечатать в журналах «Смех» и «Улыбка», пишет пьесу для театра и начинает роман под названием «Три ласки».

По окончании службы в сентябре 1904 года Дерен возвращается в Шату и вместе с Вламинком снова снимает студию. Но позволить себе продолжать академическое образование он уже не может и должен самостоятельно найти свой собственный путь. В этот период Андре находит поддержку в лице Анри Матисса, проживавшего неподалеку и несколько раз навещавшего Дерена и Вламинка. Матиссу импонирует, что молодые люди являются такими же приверженцами искусства, как и он сам. Поскольку родители Дерена не одобряли выбранного сыном пути, Матисс вызвался навестить их и убедить в том, что карьера художника очень перспективна для Андре. Для солидности он отправился к ним со своей супругой Амели, чтобы выглядеть респектабельной буржуазной парой. Визит произвел благоприятный эффект на родителей Дерена, и они оказали сыну существенную финансовую поддержку.

Как и до службы в армии, Дерен снова живет между Парижем и Шату . Осенью 1904 года он посещает выставку Поля Сезанна на Осеннем салоне и Поля Синьяка в галерее Дрюэ. До наступления холодов пишет пейзажи Шату и Лё Пека, а зимой натюрморты в своей мастерской. В Лувре делает рисунки с произведений итальянского Возрождения и французского классицизма, а также с египетской скульптуры. Тогда же Дерен знакомится с поэтом Гийомом Аполлинером, который живет в Лё Везине, невдалеке от Шату.

Весной 1905 года Матисс убеждает Дерена показать свои работы публике и предлагает ему принять участие в Салоне Независимых. Дерен выставляет восемь работ, четыре из которых продаются по 50 франков за каждую. Три из них покупает русский коллекционер Иван Морозов.

 

В июле этого же года Дерен по просьбе Матисса приезжает для совместной работы на средиземноморское побережье в небольшой рыбацкий городок Кольюр, где его старший товарищ снимал на лето мастерскую и проживал с семьей. Матисс находился в сомнениях насчет правильности творческого пути нео-имрессионистов, заданного Синьяком, и искал в себе силы вырваться за пределы дивизинизма. Дерен, не примкнувший ни к какому течению, чувствовал себя более свободным и принялся за эксперименты в стиле пост-импрессионистов. Он хаотично кладет мазки то в виде капель, то в виде линий, создавая мощные контрасты и зачастую внося в картину диссонансы. Результат, который он достигает этим методом, мгновенно подхваченным Матиссом, был абсолютно отличен от всего, что делали художники ранее. Это лето, проведенное Дереном и Матиссом вместе на побережье Каталонии, войдет в мировую историю искусств как период рождения фовизма .

Вернувшись из Кольюра, Дерен чувствует в себе необыкновенный прилив творческих сил, продолжает много работать и мечтает вновь вынести свои работы на суд публики. Осенью 1905 года он впервые принимает участие в Осеннем салоне, где также выставляются Матисс, Вламинк, Марке, Руо, Фриез, Ван Донген, Явленский и Кандинский. Эта «оргия чистого цвета», собранного в одном помещении, натолкнула критика Луи Вокселя (Louis Vauxcelles) на использование термина «фовизм». Выставка привлекла большое внимание и вызвала резонанс как у публики, так и в среде критиков. Работы с выставки приобретают немногочисленные дальновидные коллекционеры, чувствуя, что открывается новая страница в истории искусств.

С этого времени Дерен уже активно выставляется. В конце 1905 года Берта Вейль предложила ему организовать выставку в своей галерее и, несмотря на то, что публика в залах громко обсуждает его работы и откровенно смеется над ними, двадцатипятилетний Дерен становится полноправным участником современной художественной жизни Парижа. По рекомендации Матисса незадолго до закрытия Осеннего салона известный арт-дилер Амбруаз Воллар (Ambroise Vollard) покупает все имеющиеся в мастерской Дерена картины, всего 89 картин и 80 рисунков на сумму 3 300 франков, даже не заглянув в некоторые ящики. По заказу Воллара Дерен начинает расписывать вазы и тарелки, изготовленные гончаром Андре Меттеем (André Metthey) в Асньере.
Под впечатлением от картин Дерена на Осеннем салоне 1905 года Воллар делает ему заказ на серию пейзажей с берегов Темзы. В конце 1905 года Дерен отправляется с короткой поездкой в Лондон, а затем в начале 1906 года уезжает туда работать на шесть недель. По замыслу Воллара Дерен должен сделать серию городских пейзажей на берегах Темзы аналогично сериям Клода Моне. Всего Дерен написал 30 работ, из которых сохранились 29.
По возвращении из Англии Дерен снова принимает участие в Салоне независимых. Жорж Брак, с которым он познакомился во время Осеннего салона, предлагает ему выставиться с Группой Современного искусства в Гавре. Лето 1906 года художник провел в Эстаке, куда он отправился на пленер и где много общался со своим новым другом 24-летним Пикассо. Весной 1906 года их познакомил поэт Гийом Аполлинер. Окончательно переехав в Париж осенью 1906 года, Дерен снимает мастерскую на Монмартре недалеко от Бато-Лавуар, где живет Пикассо. В то время в Бато-Лавуар проживали Кес ван Донген и поэты Макс Жакоб и Андре Сальмон, сыгравшие большую роль на пути Дерена к успеху, выступая в печати с многочисленными статьями о его творчестве.
Знаменательным для Дерена становится то, что в 1907 году Вламинк уступает ему африканскую маску племени Фанг (Fang mas) из своей коллекции примитивного искусства, которую Дерен вешает на стену своей мастерской и которая вдохновляет его в работе. Дерен начинает собирать собственную коллекцию африканского искусства. Еще в Лондоне в начале 1906 года большое впечатление на него произвела «черная коллекция» из собрания Британского музея, а в Париже он становится постоянным посетителем африканского раздела музея этнографии в Трокадеро (сейчас Музей человека). Вламинк гордился тем, что он первым обратил внимание на предметы африканского искусства, продававшиеся в Париже, но именно для Дерена они стали источником вдохновения для создания совершенно нового искусства. далее — http://modernartconsulting.ru/2012/06/andre-derain-bi..
https://v.com/album-61546782_244710800

Андре Дерен (фр. André Derain; 1880 1954 ) французский живописец, график, театральный декоратор, скульптор, керамист. Учился у Э. Карьера (1898-99) и в Академии Жюлиана (1904) в Париже.

Андре Дерен (фр. André Derain; 1880 1954 ) французский живописец, график, театральный декоратор, скульптор, керамист. Учился у Э. Карьера (1898-99) и в Академии Жюлиана (1904) в Париже.

Андре Дерен (фр. André Derain; 1880 1954 ) французский живописец, график, театральный декоратор, скульптор, керамист. Учился у Э. Карьера (1898-99) и в Академии Жюлиана (1904) в Париже.

Источник


Добавить комментарий