Ёптель

это не вероятно, но факт!

Антон Ажбе (словен. Anton Ažbe; 30 мая 1862 — 1905) — австро-венгерский художник словенского происхождения.

Антон Ажбе (словен. Anton Ažbe; 30 мая 1862 — 1905) — австро-венгерский художник словенского происхождения. После обучения в специальном классе профессора Александра Вагнера он по настоянию

После обучения в специальном классе профессора Александра Вагнера он по настоянию группы студентов Академии художеств, недовольных процессом обучения , в 1891 году основал в Мюнхене частную художественную школу. Среди этих студентов, ставших его первыми учениками, был известнейший впоследствии словенский художник Рихард Якопич. Учениками Ажбе были Давид Бурлюк, Марианна Верёвкина, И. Грабарь, З. Гржебин, Мстислав Добужинский, Василий Кандинский, Д. Кардовский, Кузьма Петров-Водкин, Фанни Ревентлов и Алексей Явленский. Ажбе являлся значительной фигурой в художественной среде Мюнхена.
Его школа находилась на улице позади Академии художеств. Здание школы было выстроено «под русский стиль». Мастерская была обширной, высокой, с огромным окном. На стенах висели лучшие работы учеников разных времен: этюды масляными красками и рисунки. Как отмечали многие русские художники, эти работы были намного грамотнее общего уровня этюдов репинской мастерской. Школа была забита учениками из разных стран. Поскольку сам учитель был человеком редких душевных качеств, позволял некоторым даровитым ученикам учиться безвозмездно. Его девиз по отношению к ученикам был один: «Работайте, только как можно больше».
Методика Ажбе была направлена на развитие индивидуальных способностей учеников и выработку ими собственной манеры. Большое внимание он уделял изучению рисунка и считал его необходимой частью художественного образования. В живописи он отвергал какие-либо шаблоны и считал необходимым для художника искать новые художественные приёмы . Поэтому выпускники школы Ажбе не специализировались на каком-либо одном направлении в живописи, а стали значительными фигурами в самых различных художественных течениях.
Современное понимание личности Ažbe основывается на интерпретации необъективных и противоречивых заявлений, сделанных его выпускниками. Ažbe никогда не писал для публики и никогда не пытался сформулировать свой метод преподавания на бумаге.
Физически, Ažbe не был карликом, но все-таки был малого роста. Zupanič Нико описал его как имеющего необычно короткие и слабые ноги, с искривлением верхнего отдела позвоночника. Его голова совмещала большой череп с непропорционально узким лицом. Игорь Грабарь отметил, что его широкий лоб был покрыт паутиной красных пульсирующих вен, все остальное лицо было равномерно красным, словно в горячке.
Он всегда рисовал в своей мастерской и не выходил на открытое пространство. Ažbe часто говорил о своем планируемом шедевре, но ни один из них не покинул стадии эскиза. Наследие его ограничивается двадцатью шестью работами. Одиннадцать из них это ранние картины и штудии студенческих лет.
Известные выпускники. В хронологическом порядке, по годам поступления:
Рихард Jakopič (1892–)
Людвик Куба (1895-1904)
Иван Grohar (1896–)
Игорь Грабарь (1896-1901)
Алексей фон Явленский (1896-1905)
Дмитрия Кардовского (1896-1900)
Марианна фон Werefkin (1896-1905)
Матия Джама (1897–)
Василий Кандинский (1897-1899)
Елена Маковская (1897-1899)
Павел Шмаров (1897-1898)
Матей Штернен (1897-1905)
Надежда Петрович (1898-1901)
Иван Билибин (1899)
Ольга Делла-Вос-Кардовская (1899-1900)
Михаил Шемякин (1900-1902)
Мстислав Добужинский (1899-1901)
Александр Мурашко (1901)
Кузьма Петров-Водкин (1901)
Давид Бурлюк и Владимир Бурлюк (1903)
Карл Фридрих Липпмана (1903-06)
Евгений Жак (1903-1904)
Акоп Коджоян (1903-1905)
Леонгард Франк (1904)
Оскар Герман (1904)
Рачич Йосип (1904)
Константин Dydyshko (1905)
Абрам Маневич (1905)
_____________________________________
Из воспоминаний Игоря Грабаря, учившегося в школе Ашбе в 1896-1901гг.:
» Утром уходили в школу, после окончания обычно оставались там же, без конца рисуя скелет и «мускульного человека» — гипсовую раскрашенную фигуру с обнаженными мышцами.
Я, кроме того, лепил все кости и мышцы, пока до того не одолел их, что мог с закрытыми глазами вылепить любую из них. Вообще, мы с азартом принялись за анатомию, начав ходить в анатомический театр вместе со студентами-медиками и изучая анатомию на трупах.
У Ашбе также была своя «система», как у Чистякова и как у всякого крупного педагога. А. Ашбе был крупнейшим педагогом. Малоодаренный живописец, он был блестящим рисовальщиком и имел замечательно верный глаз. Он обращал внимание учеников только на основное, главное, заставляя отбрасывать мелочи. Важна была только «большая линия» и «большая форма». С изумительной твердостью и безошибочностью он проводил по контуру ученика своим штрихом, оживляя фигуру.
Кардовский и я, мы были прямо огорошены после его первой корректуры. Как всегда, он начал со своего знаменитого «принципа шара». Мы оба рисовали голову, как умели. А умели — что говорить — достаточно плохо. Он посмотрел и сказал: — У вас слишком случайно, слишком копированно, а между тем существуют законы, которые надо знать.
И он взял уголь и нарисовал шар, покрыв его общим тоном; затем нанес тень, выбрал рефлекс, отбросил падающую тень и вынул хлебом блик.- Вот в этих пяти элементах заключается весь секрет лепки. Все, что ближе к вам, — светлее, все, что дальше от вас, — темнее; все, что ближе к источнику света, — тоже светлее, что дальше от него, — темнее. Запомните это и применяйте во время рисования: нет ничего проще. Когда он кончил и отошел, мы переглянулись: до чего же, в самом деле, это просто. И мы начали с азартом рисовать, почувствовав под ногами твердую почву. Изо дня в день мы делали успехи, и через месяц наши рисунки были неузнаваемы.
Целую кучу аналогичных истин мы шаг за шагом узнавали в отношении построения головы и ее деталей — глаза, носа, рта, построения человеческой фигуры и т.п. Когда через полгода мы послали в Петербург Чистякову фотографии с наших рисунков, он, показывая их нашим товарищам, с чувством глубокого удовлетворения говорил им: — Ведь моя система-то, совсем моя. Кто бы их тут в Академии так научил Вскоре после одоления «принципа шара» мы начали писать красками, сначала головы, потом обнаженное тело. И здесь удалось услыхать кое-что, чего раньше никогда не слыхали.
Голова негритянки была старой академической работой Ашбе, и говорили, что теперь он пишет совсем по-другому, так же вот, как учит. А учил он в живописи действительно совсем не так, как можно было бы заключить по «Негритянке», сухому и робкому этюду. Он настаивал на широком письме: «Только смелее, шире, не бойтесь». И сам клал смелые широкие мазки.
Вскоре нам удалось видеть начатую им картину с проложенным в широкой манере пышным телом женщины. Холст наполовину был еще незаписан, не находился уже в широкой золотой раме и стоял на мольберте, занавешенный драпировкой. Этот холст так и не двигался с места, оставшись в том же самом состоянии и к моменту смерти автора, в августе 1905 года.
Новым в живописи было упорное настаивание Ашбе на не смешивании красок на палитре, а накладывании их раздельно на холст. «В глазу зрителя они сами смешаются, но, по крайней мере, дадут чистую расцветку, а при размазывании на палитре получается одна грязь», — говорил он, демонстрируя свою мысль на палитре и холсте. В этих репликах и советах заключалась целая система, близкая к системе импрессионистов, которых он очень высоко ставил.
(…)
Мне стало очевидно, что не нужно никакого «шика» в рисовании, что скромность — союзник правдивости и искренности, а «шик» и «блеск» — враги их. Для того чтобы научиться рисовать не вообще человека, а данного человека, надо сначала, конечно, знать, что такое человек вообще и как рисовать его. Этого Нам в Петербургской академии никто не рассказывал, и это мы узнали только у Ашбе.
Но узнавши, мы так увлеклись новооткрытой истиной, что ею ограничивали всю задачу, и ошибка Ашбе заключалась лишь в том, что он недостаточно настойчиво переключал своих учеников после преодоления этой первой стадии на вторую, не менее важную, а для всей дальнейшей художественной практики едва ли еще не более нужную. Идеальный школьный рисунок должен быть точен и математичен.

Антон Ажбе (словен. Anton Ažbe; 30 мая 1862 — 1905) — австро-венгерский художник словенского происхождения. После обучения в специальном классе профессора Александра Вагнера он по настоянию

Антон Ажбе (словен. Anton Ažbe; 30 мая 1862 — 1905) — австро-венгерский художник словенского происхождения. После обучения в специальном классе профессора Александра Вагнера он по настоянию

Антон Ажбе (словен. Anton Ažbe; 30 мая 1862 — 1905) — австро-венгерский художник словенского происхождения. После обучения в специальном классе профессора Александра Вагнера он по настоянию

Антон Ажбе (словен. Anton Ažbe; 30 мая 1862 — 1905) — австро-венгерский художник словенского происхождения. После обучения в специальном классе профессора Александра Вагнера он по настоянию

Антон Ажбе (словен. Anton Ažbe; 30 мая 1862 — 1905) — австро-венгерский художник словенского происхождения. После обучения в специальном классе профессора Александра Вагнера он по настоянию

.