Ёптель

это не вероятно, но факт!

Антонина Иванова (1893—1972)

Антонина Иванова (1893—1972) Представитель школи «бойчукистов».Родилась 25 апреля 1893 года в городке Кагарлык Киевской области. Благодаря содействию родителей талантливая пятнадцатилетняя

Представитель школи «бойчукистов».
Родилась 25 апреля 1893 года в городке Кагарлык Киевской области. Благодаря содействию родителей талантливая пятнадцатилетняя девушка получила возможность поехать в Петербург, чтобы учиться живописи у известных художников — И. Билибина, М. Рериха, В. Щуко, работавших в школе Общества поощрения искусств.
После возвращения в Киев молодая художница решает продолжить учебу и в 1919 году поступает в Украинскую академию искусств. В мастерской монументальной живописи, которой руководил профессор Бойчук, вместе с ней учились Василий Седляр, Иван Падалка, Тимко Бойчук, Оксана Павленко и другие.
Антонина Иванова, став членом Ассоциации революционного искусства Украины, создает ряд станковых работ в технике темпера, в частности «Сбор яблок в саду» (1920), «Работа в поле», «Пряля», «Женщина с граблями», «Прачки» (середина 1920-х гг.).
Несмотря на свой переезд в Москву, художница вместе с группой учеников М. Бойчука приняла активное участие в росписях Крестьянского санатория им. ВУЦИК в Одессе, где, в соавторстве со своим учителем, исполнила фреску «Крестьянская семья» (1928). Эта композиция наиболее приближена к начальным подходам школы Бойчука — она ​​цельная и ритмично уравновешенная. Изображения крестьянина с газетой, женщины с серпом и мальчика с книгой на фоне традиционного «холмового» пейзажа имеют весь набор символических элементов картины украинского села первых лет коллективизации.
После завершения работы над фресками, А. Иванова возвращается в Москву. Здесь, в соавторстве с А. Мизин и И. Жданко, художница создает цикл росписей в приемной Московского совета депутатов трудящихся (нач. 1930-х гг.).
Но, пережив тяжелую болезнь, приковавшую художницу к инвалидной коляске, она вынуждена была отказаться от фресковой живописи и обратиться к другим видам искусства — росписи по фарфору, деревянным игрушкам из Загорска и декоративному оформлению тканей (росписи по шелку). В то же время и дальше рисует небольшие станковые картины в технике яичной темпера, продолжая в них и в рисунках-эскизах все основы монументализма — обобщенность форм, плоскостность композиций, архитектонику и ритм композиции, фресковую колористическую гамму, праздник берега.
Когда Украину захватили репрессии и расстрелы в 1937 году, на художницу стали смотреть искоса, обходить стороной — «бойчукистка». Физическое одиночество дополнилось психологическим отчуждением. Однако и в последующие годы сталинских репрессий, Антонина Иванова, хоть и прикована к постели, продолжала упорно работать, участвуя в выставках московских художников. И, если в больших декоративных панно росписях по шелку она вынуждена была развивать темы советской патриотической действительности («Тридцатилетие Октября» (1947), «Советская Армия» (1951), то в небольших лирических композициях «Хороводов», заполненных изображениями стилизованных человеческих переплетенных в узоры с причудливыми птицами и растениями, художница сумела «выразить не только веселый характер народного танца, но и сжатый в пружину бурный ритм, пластически передавший приподнятое-радостное восприятие жизни» («Декоративное искусство СССР», №7, 1 .)
Поддерживая контакты с друзьями-бойчукистами, — Оксаной Павленко в Москве; Сергеем Колосом, Галиной Гизлер, Марией Юнак, Верой Кутинской из Киева; Ярославой Музыкой и Охримом Кравченко из Львова, — в разговорах с ними, в письмах, «где вяжутся смех с грустью», художница часто вспоминает Михаила Бойчука, рисует «для себя» небольшие, «но истинно монументальные» темперные композиции, утверждая в Их наставления любимого Учителя — «Портрет Оксаны Павленко», «Народный танец» (1950), «Прачки», «Екатерина» (1963), «Пастушок» (1969), «Женщина в саду» (1971).
«Я как была, так и осталась бойчукисткой», — с оптимизмом писала Антонина Иванова в одном из писем к киевской подруге Вере Кутинской. А в письме Марии Юноша читаем следующие строки: «…Нужно создать хотя бы маленький коллектив. Я бы хотела, чтобы Вы объединились с Верой Кутинской и Мусей Трубецкой. В Мухе есть книга Ченино Ченини, где сказано, как грунтовать дощечки и как позолочивать. Муся может позолочиться. Она уже сделала четыре миниатюры. Вы научите Веру и Мусю как закладывать штукатурку и рисовать по-мокрому. Все трое, когда выполните работу, устроите выставку Вашего коллектива во Львове в музее. Там будут рады, потому что любят М(ихайла) Львовича как художника и педагога». К сожалению, это осталось только мечтой… 12 марта 1972 года художницы не стало. Она задохнулась в угарном дыму тесной комнаты — загорелась от перегретой лампы пересохшая шелковая ткань на абажуре собственной работы.
…На первой персональной выставке семидесятисемилетней художницы, состоявшейся в Москве в 1970 году, экспонируемые работы 1920-х годов логически продолжились в произведениях 1960-х. Она, как отметил московский искусствовед В. Костин, показала «высокий монументальный стиль, которого стремилась достичь школа Михаила Бойчука».

Антонина Иванова (1893—1972) Представитель школи «бойчукистов».Родилась 25 апреля 1893 года в городке Кагарлык Киевской области. Благодаря содействию родителей талантливая пятнадцатилетняя

Антонина Иванова (1893—1972) Представитель школи «бойчукистов».Родилась 25 апреля 1893 года в городке Кагарлык Киевской области. Благодаря содействию родителей талантливая пятнадцатилетняя

Антонина Иванова (1893—1972) Представитель школи «бойчукистов».Родилась 25 апреля 1893 года в городке Кагарлык Киевской области. Благодаря содействию родителей талантливая пятнадцатилетняя

Антонина Иванова (1893—1972) Представитель школи «бойчукистов».Родилась 25 апреля 1893 года в городке Кагарлык Киевской области. Благодаря содействию родителей талантливая пятнадцатилетняя

Антонина Иванова (1893—1972) Представитель школи «бойчукистов».Родилась 25 апреля 1893 года в городке Кагарлык Киевской области. Благодаря содействию родителей талантливая пятнадцатилетняя

Антонина Иванова (1893—1972) Представитель школи «бойчукистов».Родилась 25 апреля 1893 года в городке Кагарлык Киевской области. Благодаря содействию родителей талантливая пятнадцатилетняя

Антонина Иванова (1893—1972) Представитель школи «бойчукистов».Родилась 25 апреля 1893 года в городке Кагарлык Киевской области. Благодаря содействию родителей талантливая пятнадцатилетняя

Антонина Иванова (1893—1972) Представитель школи «бойчукистов».Родилась 25 апреля 1893 года в городке Кагарлык Киевской области. Благодаря содействию родителей талантливая пятнадцатилетняя

.