
Эти 10 картин были написаны в 1887-1989 г.г.
Для Винсента лицо, судя по всему, было неисчерпаемым источником идей и полем для экспериментов. Сам художник говорил об автопортретах : «Трудно познать самого себя. Однако написать самого себя не легче».
Ван Гог, обогативший свою палитру яркими оттенками, позаимствовавший у импрессионистов принципы работы со светом, а у японских живописцев с композицией, трансформирует свои картины в нечто совершенно новое. И экспериментирует он, прежде всего с собственным лицом. Большинство автопортретов, созданных Винсентом в 1887 году, существенно отличаются друг от друга по стилю и техническим приемам. Художник будто бы каждый раз по-новому видит собственное лицо. От былой реалистичности и мрачности не осталось и следа. Винсент уже не задвигает себя в темный угол, он предъявляет себя зрителю, смело глядя прямо на него.
В марте 1888 года Винсент переезжает в Арль, движимый мечтой о коммуне художников-единомышленников. Однако заканчивается все тем, что здесь Ван Гог лишь еще острее ощущает собственное одиночество. Никто из старых парижских друзей не хочет к нему присоединяться, а новые приятели лейтенант Милле и почтальон Рулен явно не подходят для его миссии. Даже Поля Гогена хватило ненадолго: они с Винсентом просто не смогли ужиться вместе. Но, тем не менее, Ван Гог продолжает очень много писать. Правда большую часть его работ в Арле составляют пейзажи и натюрморты с цветами. Кажется, что в этот период Винсента совершенно перестала заботить собственная персона. Если сравнивать с предыдущим годом, то автопортретов, написанных в 1888-м, сохранилось ничтожно мало, и все они производят довольно тягостное впечатление. На одном из них художник изображает себя в образе японского монаха-бонзы с каким-то инопланетным взглядом и выражением лица. На втором его кожа приобретает болезненно желтый оттенок, почти сливаясь с зеленоватым фоном. Еще на двух Винсент будто бы снова уходит «в сумрак»: краски тускнеют, а взгляд художника обращен внутрь.
При виде последних автопортретов создается ощущение, что здесь изображен глубоко, отчаянно одинокий человек, для которого живопись единственное средство спасения от боли.
Часть 1: https://v.com/wall-107232016_12964
Часть 2: https://v.com/wall-107232016_13088









