Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Бедная Лиза», Орест Адамович Кипренский

«Бедная Лиза», Орест Адамович Кипренский 1827г. Холст, масло. Размер: 45 х 39 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. В 1792 году была опубликована сентиментальная повесть Н.

1827г. Холст, масло. Размер: 45 х 39 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В 1792 году была опубликована сентиментальная повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза», а спустя 35 лет художник Орест Кипренский написал одноименную картину на сюжет этого произведения. В его основу легла трагическая история юной крестьянской девушки, соблазненной дворянином и брошенной им, в результате чего она покончила с собой. Слова Карамзина «И крестьянки любить умеют» многие считали ключевой фразой, объясняющей замысел картины Кипренского. Однако у художника были и глубоко личные мотивы, заставившие его обратиться к этой теме.
Название «Бедная Лиза» действительно отсылает в первую очередь к повести Карамзина.
К тому времени, когда был написан портрет – 1827 год – интерес к этому произведению уже поутих, однако художник посчитал нужным напомнить публике о трагической судьбе девушки.
Есть версия, что эта картина была данью памяти Карамзину, ушедшему из жизни в 1826 году. По сюжету повести, после смерти отца бедная крестьянка вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продавала ландыши в Москве и познакомилась там с молодым дворянином Эрастом. Между ними вспыхнули чувства, но вскоре юноша охладел к соблазненной им девушке и оставил ее. А позже она узнала, что он собирается жениться на пожилой богатой вдове, чтобы поправить свое состояние. В отчаянии Лиза утопилась в пруду.
Повесть Карамзина стала образцом русской сентиментальной литературы, а в начале XIX в. на смену сентиментализму пришел романтизм. Романтики провозгласили торжество чувства над разумом, духовного над материальным. В русской живописи того времени постепенно становится доминирующей тенденция выявлять в портретируемом не столько его социальный статус, сколько раскрывать психологическую глубину персонажа.
Кипренский изобразил Лизу тоскующей, с красным цветком в руках – символом ее любви. Однако переживания девушки были близки и понятны художнику не только из-за способности сопереживания литературному персонажу, но и по личным причинам.
По предположению исследователей творчества Кипренского, работая над портретом «Бедной Лизы», он думал о своей матери, судьба которой сложилась драматически из-за ее бесправного положения и социального неравенства с избранником.
Мать Кипренского, так же, как и литературная героиня, стала жертвой законов крепостного времени. Поэтому художник хорошо понимал реальные причины, погубившие бедную Лизу. Иначе он и не мог изобразить крестьянку, чья любовь не имела будущего, так как с ее чувствами никто не считался.
На полотне изображен портрет юной девушки, почти девочки, в которой трудно угадать крестьянку. В изображении все символично — ее одеяния нежнейшего жемчужно-белого и розового цвета призваны подчеркивать невинность девушки, а цветок в руках — символ первой наивной и трогательной любви, жестоко растоптанной неверным любовником.
Нежная цветовая гамма, тщательно прописанные детали, мельчайшие складки рубашки героини, ее выразительное лицо, чуть тронутое румянцем, положение головы — все это приемы романтизма, призванные подчеркнуть наивную свежесть девушки.
Но эпоха Карамзина безвозвратно минула, поэтому на полотне изображен не трагический момент самоубийства Лизы, а ее портрет как символ безвинно загубленной юной жизни. Безупречное мастерство художника навсегда сохранит в нашей памяти образ бедной Лизы.
Арт Энциклопедия>Геннадий Занегин

.