Ёптель

это не вероятно, но факт!

Бен Шан (англ. Ben (Benjamin) Shahn; род. 12 сентября 1898 г. Каунас, Российская империя — ум. 14 марта 1969 г. Нью-Йорк) — американский художник и фотограф, выходец из Литвы, сочетавший в своем творчестве декоративную манеру изображения и остросоциальную

Бен Шан (англ. Ben (Benjamin) Shahn; род. 12 сентября 1898 г. Каунас, Российская империя — ум. 14 марта 1969 г. Нью-Йорк) — американский художник и фотограф, выходец из Литвы, сочетавший в своем

Отец будущего художника участвовал в революционном движении в России, и в 1902 году был сослан в Сибирь. Мать осталась с четырьмя детьми. Долее находиться в Ковно она не могла и не хотела, и переехала в соседнее местечко Вилькомир. Отец оказался мужественным и сильным человеком. Ему вскоре удалось бежать из сибирской ссылки и сложными путями оказаться в Швеции. Оттуда в Англию. Там ему улыбнулась удача, он нашел работу плотника и за несколько лет работы скопил приличную сумму денег. Тогда-то родители Бена решили, что настало время объединиться и сделать это лучше всего в Нью-Йорке. Отец выслал денег на дорогу. В 1906 году семья Б. Шана перебирается в Нью-Йорк.
Однако мостовые в Америке не были вымощены золотом, как ожидали вновь прибывшие, жизнь в Новом Свете оказалась очень несладкой. Долгая цепь неудач преследовала родителей Бен Шана. Бен недолго учился в школе – мать настояла на том, чтобы он пошел работать, нужно было поддерживать семью.Отец не хотел, чтобы сын прервал образование, у Бена были способности к рисованию, его хвалили в школе, его рисунки брали на выставки. Особенно красиво Бен рисовал буквы, он создавал из них затейливые орнаменты. Знакомые помогли ему устроиться в типографию учеником литографа. Затем посещал различные курсы рисования и Национальную академию дизайна. В 1929-1930 годах, совместно со своим другом, Уокером Эвансом, он снимает художественное ателье, где Эванс всерьёз заинтересовывает его фотоискусством. Многие снимки Шана, сделанные на нью-йоркских улицах, послужили ему впоследствии как материал для картин и настенных панно. Мастер использовал также в работе и газетные фотографии.
Одной из наиболее социально ангажированных была, созданная в 1931-1932 годах серия из 25 полотен «Страсти по Сакко и Ванцетти» (The Passion of Sacco and Vanzetti), в которой несправедливое осуждение и казнь двух рабочих-анархистов представляется как чудовищное повторение Страстей Христовых в буржуазном обществе XX столетия. Эта работа сделала Б. Шана известным в мире искусства: в 1932 году Музей американского искусства Уитни выбирает одну из картин художника для своего первого биеннале, и в том же году он приглашён нью-йоркским Музеем современного искусства принять участие в организуемой там выставке настенной живописи.Его новаторство, эффекты перспективы, упрощенная трактовка рук и одежды стали средствами, характерными для американской коммерческой иллюстрации и используются в целях, совершенно отличных от тех, которые преследовал сам художник. В 1930-е и 1940-е это общественное сознание повлияло и на других американских художников, в частности, Филиппа Эвергуда, Джозефа Хирша, Мозеса Сойера, Уильяма Гроппера и негритянского художника Джакоба Лоренса. В более позднее время работы Б. Шана принимают участие в выставках современного искусства в немецком городе Касселе (годы 1959, 1964 и 1977 соответственно). Произведения Шана представлены в музеях в Нью-Йорке (Музей современного искусства и музей Уитни), Филадельфии (Музей искусства), Сент-Луисе (Гор. художественный музей).
НАЧАЛО ОХОТЫ НА ВЕДЬМ
В 1933 году Шан ассистирует Диего Ривера при создании монументальной фрески в Рокфеллер-центре (эта настенная живопись была уничтожена ещё до своего окончания в связи с тем, что среди прочих здесь был создан и портрет Ленина).
Бен Шан, за развитием творчества которого следили не только дружеские глаза, оказался в списке «нежелательных художников» с точки зрения представителей официальных кругов Америки. Это началось в 1947 году, когда Госдеп в ответ на просьбу правительств нескольких государств организовал передвижную выставку современного американского искусства. Экспозиция была разделена на две части – одна направилась в Европу, другая – в Латинскую Америку. Было отобрано семьдесят девять работ, среди которых были также произведения Бена Шана. Однако этот тур, который был широко разрекламирован с целью показать, как американское правительство заботится об искусстве, был неожиданно прерван с самого начала. Республиканцы правого крыла вместе с представителями прессы заявили, что это искусство лишь выставляет Америку в неверном свете, позорит ее.
Президент Трумен сказал: «Если это искусство, тогда я – представитель племени мумбо-юмбо». Он убедил госсекретаря Джорджа Маршалла отозвать эту выставку. Картины, таким образом, были показаны лишь на Гаити и в Чехословакии. Шестого мая 1947 года Маршалл объявил, что ни один цент налогоплательщиков не будет потрачен на приобретение этих работ. Это заявление госсекретаря вызвало бурную реакцию в обществе, поднялась волна протеста, вся коллекция картин была продана за смешную сумму пять тысяч долларов. Спустя два года атака на современное искусство усилилась. Она была возобновлена конгрессменом от республиканской партии из Мичигана неким Джорджем А. Дондеро. Он в своих пламенных речах утверждал, что это все – «коммунистическое влияние с целью расколоть здоровое американское общество».
Он говорил, что «коммунисты хотят контролировать искусство в Америке, что термин «современное искусство» является синонимом коммунистического. Его речи содержали прямые обвинения в адрес европейских стран, откуда пришла эта «красная зараза». Он сказал, что инструментами разрушения являются все «измы», включая футуризм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, абстракционизм и сюрреализм. Указывая на Музей современного искусства как на рассадник зла, он говорил: «Одним из доказательств этого является издание книги о художниках Бене Шане, Диего Ривере и Давиде Сикейросе». Конгрессмен Дондеро утверждал без обиняков, что «красные микробы» проникли в американское искусство, что в этом он видит руку Москвы.
Бен Шан попал в немилость официальных кругов и находился в черном списке подозреваемых в симпатиях к коммунистам. Его широкий круг общения, участие во многих политических организациях, поиск социальной справедливости вызывали подозрение у агентов службы Федерального Бюро Расследований. В отчете за сентябрь 1952 года деятельности Бена Шана отводится несколько страниц, которые подытоживаются следующими словами: «Долгое наблюдение за объектом отражает его связи с Коммунистической партией. Он активно участвует в демонстрациях, митингах, является активным участником и даже руководителем следующих организаций (приводятся наименования более двадцати прогрессивных организаций).
Спустя несколько месяцев, в конце февраля 1953 года, специальные агенты ФБР посетили дом Шана. Бен принял их весьма любезно. Когда пришел его младший сын из школы, Бен представил гостей, сказав при этом: «Это агенты ФБР. Они настоящие, не такие как по телевизору». Затем он предложил им что-нибудь выпить, но они отказались. Наблюдение за Шаном велось постоянно. Это привело к тому, что его вызвали в Комитет по расследованию антиамериканской деятельности. Поводом к этому послужило включение одной из его работ в экспозицию американской живописи, которую отправляли в Москву. Вызов в пресловутый Комитет означал конец профессиональной деятельности. Недаром этот период получил красноречивое название «охоты на ведьм».
Образованный сенатором из Висконсина Джозефом МакКарти Комитет по расследованию антиамериканской деятельности преследовал каждого, кто был не только членом Коммунистической партии, но высказывал малейшее неудовольствие или несогласие с существующим строем. Не было ничего более страшного для представителя творческой профессии – актера, кинорежиссера, художника, писателя, сценариста, чем вызов на допрос в Комитет. Ломались судьбы тысяч людей, бывшие друзья становились врагами, предателями, далеко не каждый выдерживал давление. Это было тяжким моральным испытанием.
Против Шана были выдвинуты серьезные обвинения. Поводом к этому послужили его журнальные иллюстрации, атакующие отказ правительства выдать паспорта прогрессивным деятелям искусства – певцу Полю Робсону и писателю Говарду Фасту. Бен Шан иллюстрировал статью в журнале The Nation, в которой говорилось, что этот поступок – всего лишь один шаг от фашизма. Бен Шан сделал несколько плакатов на эту тему, высмеивая обе партии – Республиканскую и Демократическую. Его обвиняли даже в том, что в своих работах он использует слишком много красного цвета, это считалось символом коммунизма. Однако в это, казалось, беспросветное время, когда у Шана не было работы и они с Бернардой и тремя детьми буквально считали гроши, пришло предложение от его старинного друга Мака Джорджа Банди, декана факультета искусства и науки в Гарвардском университете. Он предлагал Бену преподавать на кафедре искусства. Шан с радостью и благодарностью принял это предложение.
АФОРИЗМЫ БЕНА ШАНА
Громче всего требуют тишины…
Люди говорят — уходит время. Время говорит — уходят люди.
У меня всего лишь два недостатка.. Плохая память и ещё что то!
Признав реальность-не пытайся ее оправдать…
Красота спасет Мир, если она добра. Но добра ли она Не красота спасет Мир, а светлые помыслы. Ибо какой прок от надменной и безбожной красоты
Слабый всегда уступает дорогу сильному и только самый сильный уступает дорогу всем.
Желая стать свободным, нужно ли освободиться и от этого желания
Жизнь так полна и щедра, что человек всегда найдёт, где досыта нахлебаться
.… люди — животные из царства животных , поэтому и не хотят быть людьми
…Если голова и сердце работают не по отдельности-значит ты знаком с самим собой!
Не все в жизни выбираешь, иное- выбирает тебя.
Любитель — это человек, вынужденный где-то работать, чтобы иметь возможность писать картины, а профессионал — это человек, который имеет возможность писать картины, потому что у него есть работающая жена.

Бен Шан (англ. Ben (Benjamin) Shahn; род. 12 сентября 1898 г. Каунас, Российская империя — ум. 14 марта 1969 г. Нью-Йорк) — американский художник и фотограф, выходец из Литвы, сочетавший в своем

Бен Шан (англ. Ben (Benjamin) Shahn; род. 12 сентября 1898 г. Каунас, Российская империя — ум. 14 марта 1969 г. Нью-Йорк) — американский художник и фотограф, выходец из Литвы, сочетавший в своем

Бен Шан (англ. Ben (Benjamin) Shahn; род. 12 сентября 1898 г. Каунас, Российская империя — ум. 14 марта 1969 г. Нью-Йорк) — американский художник и фотограф, выходец из Литвы, сочетавший в своем

Бен Шан (англ. Ben (Benjamin) Shahn; род. 12 сентября 1898 г. Каунас, Российская империя — ум. 14 марта 1969 г. Нью-Йорк) — американский художник и фотограф, выходец из Литвы, сочетавший в своем

Бен Шан (англ. Ben (Benjamin) Shahn; род. 12 сентября 1898 г. Каунас, Российская империя — ум. 14 марта 1969 г. Нью-Йорк) — американский художник и фотограф, выходец из Литвы, сочетавший в своем

Бен Шан (англ. Ben (Benjamin) Shahn; род. 12 сентября 1898 г. Каунас, Российская империя — ум. 14 марта 1969 г. Нью-Йорк) — американский художник и фотограф, выходец из Литвы, сочетавший в своем

Бен Шан (англ. Ben (Benjamin) Shahn; род. 12 сентября 1898 г. Каунас, Российская империя — ум. 14 марта 1969 г. Нью-Йорк) — американский художник и фотограф, выходец из Литвы, сочетавший в своем

Бен Шан (англ. Ben (Benjamin) Shahn; род. 12 сентября 1898 г. Каунас, Российская империя — ум. 14 марта 1969 г. Нью-Йорк) — американский художник и фотограф, выходец из Литвы, сочетавший в своем

Бен Шан (англ. Ben (Benjamin) Shahn; род. 12 сентября 1898 г. Каунас, Российская империя — ум. 14 марта 1969 г. Нью-Йорк) — американский художник и фотограф, выходец из Литвы, сочетавший в своем

.