Ёптель

это не вероятно, но факт!

Беспилотник поневоле

 

Беспилотник поневоле 53 года назад, 10 июня 1967-го, в небо впервые поднялся МиГ-23. Пережив множество модификаций и участие в нескольких десятках военных конфликтов по всему миру, машина

53 года назад, 10 июня 1967-го, в небо впервые поднялся МиГ-23. Пережив множество модификаций и участие в нескольких десятках военных конфликтов по всему миру, машина по-прежнему остается в боевом строю.
Строили его на замену легендарному МиГ-21, а в требованиях указали возможность одновременно летать на больших высотах и сверхзвуковой скорости, быть истребителем-завоевателем превосходства в воздухе и уметь «работать» по наземным целям. Чуть позже потребовали ещё и взлетать с коротких полос.
После попыток модифицировать МиГ-21, конструкторы сосредоточились на создании самолёта с изменяемой стреловидностью крыла. Такое решение и позволило уложиться в техзадание – МиГ сумел разгоняться до 2,5 скоростей звука, подниматься на 17 с лишним километров, прекрасно чувствовал себя на малых скоростях у земли и не требовал длинного разгона.
В общем, получился отличный многофункциональный истребитель 3 поколения.
Но удивить он смог не только своими возможностями. 4 июля 1989 года МиГ-23 протаранил дом семейства Деларе. В бельгийской деревне Беллегем неподалеку от Кортрейка.
Как он там оказался
Полковник Николай Скуридин взлетел на своём МиГе с аэродрома неподалёку от города Колобжег, что на балтийском побережье Польши. Для опытного пилота это был первый лётный день после отпуска. А вот сам полёт был уже вторым.
На 41 секунде произошёл хлопок, самолёт тряхнуло, отключился форсаж, обороты двигателя начали падать, а самолёт «просел». Скуридин оценил ситуацию, повернул теряющую скорость и управление машину в строну моря и катапультировался на высоте в 90 метров. Собственно, на этом бы всё и закончилось, ведь действия полковника были правильными, а МиГ должен был упасть в воду.
Однако, у истребителя оказались «свои планы». После того, как пилот катапультировался, обороты восстановились, а Система автоматизированного управления (САУ) перевела самолёт в набор высоты. Добравшись до 12 тысяч, МиГ-23 без пилота, на скорости в 740 км/ч, просто полетел по прямой. Система «свой-чужой» позволила без проблем преодолеть зоны ПВО Польши и ГДР.
А потом страны Варшавского договора кончились, но советский истребитель беспрепятственно полетел дальше. Нет, радары его, конечно же, засекли. Американцы даже подняли с голландской авиабазы в Сустерберге два F-15 на перехват. МиГ-23 продолжал лететь…
Командир одного из «Иглов», Билл Мерфи, вспоминал: «Это было что-то невероятное: МиГ-23 прямо перед тобой как на том изображении, которые ты изучал всю свою карьеру летчика-истребителя. Но теперь все по-настоящему. Что он здесь делает Почему он один А у нас проблемы со связью. Причем непреднамеренные помехи в эфире создавали наши же собственные службы».
Ещё больше американцы удивились, не обнаружив пилота. Диспетчеры поначалу отказались в это верить.
С земли поступил приказ сбивать лишь в крайнем случае. А МиГ продолжал лететь, преодолев ФРГ и Голландию, углубляясь в Бельгию, в сторону Франции. Американцы уже решили сбивать истребитель, но тут у него стало заканчиваться топливо и он начал снижаться. Определив, что он упадёт в малонаселённом районе, его просто решили сопроводить.
К сожалению, это решение стоило жизни бельгийскому юноше… Находившийся в доме 18-летний Вим Деларе скончался от травм.
Советский Союз выплатил Бельгии компенсацию в размере $685 тыс. Полковник Скуридин выразил соболезнования семье погибшего. «Если бы я мог предвидеть трагические последствия беспилотного полета, я бы остался в самолете до конца», — сказал он.
Сам же случай оказался уникальным. Никто не предполагал, что самолёт без пилота способен преодолеть такое расстояние – 901 километр…

 

Источник