Ёптель

это не вероятно, но факт!

Борец с империей. За что чтут и ненавидят Кастуся Калиновского

Борец с империей. За что чтут и ненавидят Кастуся Калиновского В Вильнюсе 22 ноября прошла церемония перезахоронения останков 20 участников Январского восстания 186364 годов на землях бывшей

В Вильнюсе 22 ноября прошла церемония перезахоронения останков 20 участников Январского восстания 186364 годов на землях бывшей Речи Посполитой, направленного против Российской империи. Среди них Кастусь Калиновский, один из лидеров восстания, человек, которого многие в Беларуси и Литве считают национальным героем.
Все повстанцы, которых похоронили сегодня на вильнюсском кладбище Расу, были казнены по решению царского военно-полевого суда. Место захоронения казненных тогда сравняли с землей, и лишь в 2017 году в ходе раскопок на Замковой горе в центре Вильнюса были обнаружены их останки. Вскоре эксперты подтвердили, что речь идет о видных повстанцах, в том числе Константине Калиновском и другом лидере восстания Сигизмунде Сераковском.
Кто такой Кастусь Калиновский
Викентий Константин (Кастусь) Калиновский (18381864) выходец из семьи обедневшего шляхтича Гродненского повета. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Вернувшись на родину в 1861 году, принял участие в подготовке восстания против власти Российской империи, которое началось в январе 1863 года. Повстанческие отряды под началом Калиновского действовали в основном на территории нынешней Беларуси.
Не бывает вместе науки правдивой и неволи московской
Калиновский относился к радикальному крылу руководителей восстания так называемым «красным». Он пытался опираться на крестьян, выдвигал лозунги радикальной земельной реформы, обращался к крестьянам на белорусском языке с этой целью Калиновский и его соратники выпустили семь номеров газеты-листовки «Мужицкая правда». По подсчетам современных историков, в районах, где действовали отряды Калиновского, доля крестьян в повстанческом движении действительно была выше, чем в других местах, до трети от общей численности. (В целом же она не превышала 20%, восстание опиралось прежде всего на мелкую и среднюю шляхту и горожан).
С другой стороны, поскольку основную массу повстанцев составляли католики, значительная часть православного сельского населения осталась равнодушна к их призывам и даже поддерживала царские войска в их борьбе с инсургентами. Этому способствовала и политика виленского генерал-губернатора Михаила Муравьева, сочетавшего жестокие репрессии против повстанцев с послаблениями для крестьян. Муравьев заслужил в польско-литовской среде и у либеральной части русской общественности, сочувствовавшей повстанцам, репутацию «вешателя». Русские патриотические круги, напротив, бурно приветствовали его деятельность и считали героем.
Кастусь Калиновский выступал с идеями широкой автономии Литвы и Беларуси в рамках Речи Посполитой, за восстановление которой боролись повстанцы. После разгрома большей части повстанческого движения скрывался, был пойман жандармами в Вильно в ночь на 29 января 1864 года. Со следствием не сотрудничал. 22 марта был повешен на виленской площади Лукишки, похоронен вместе с другими казненными в районе Замковой горы.
Из переданных Калиновским на волю накануне казни «Писем из-под виселицы» (1864): «Братья мои, мужики родные. Из-под виселицы московской приходится мне вам писать и, возможно, в последний раз. Горько покинуть земельку родную и тебя, дорогой мой народ Но не жалко погибнуть за твою правду. Как день и ночь не ходят вместе, так не бывает вместе науки правдивой и неволи московской. Пока она у нас будет, не будет у нас ничего, не будет правды, богатства и никакой науки только нами, как скотиной, вертеть будут не добра ради, а на погибель нашу».
В советские годы официальная историография рассматривала Калиновского как борца за права простого народа, оставляя в тени национально-освободительные и антироссийские мотивы в его деятельности. В современной Беларуси значительная часть общества, в первую очередь оппозиционно настроенная по отношению к нынешним властям, считает Калиновского национальным героем. Его память чтут также в Польше и Литве. В России, чьи национал-патриотические СМИ и часть историков апологетически относятся к политике Российской империи, против которой воевал Калиновский, напротив, нередко звучат резко отрицательные оценки его деятельности. Так, агентство «Регнум» незадолго до вильнюсских похорон назвало его «польским бандитом».
Современники и потомки о Калиновском и Январском восстании
Якуб Гейштор, деятель Январского восстания, оппонент Калиновского из числа умеренной фракции «белых»: «Это была натура вспыльчивая, но справедливая, без какой-либо тени лицемерия. Предан душой и сердцем народу, однако сторонник крайних революционных теорий, который не останавливался даже перед развязыванием гражданской войны и думал к тому же о самостоятельности Литвы. Был несравненным, образцовым конспиратором, душой Комитета»
Александр Лукашенко, президент Беларуси: «Я знаю роль Кастуся Калиновского в истории Там было очень много нюансов, и я своих политиков и ученых предостерегаю, чтобы мы, оценивая роль Калиновского, не ударились в какую-то политику. Он действовал на нашей территории, был нашим человеком, если хотите гражданином. И от этого никуда не деться».
Захар Шибека, белорусский историк: «Калиновского чествуют как белорусского национального героя. И для этого есть основания. Он связал свою судьбу с белорусским крестьянством, принял его язык, понимал его коренные интересы и с оружием в руках боролся за их реализацию».
Вадим Гигин, главный редактор проправительственного журнала «Беларуская думка»: «Каким же образом Калиновский, человек, который в своих манифестах и приказах называл белорусов дурными овечками человек, который развернул широкий террор на территории Беларуси и чью фигуру по ее ужасным отблескам можно сравнить со знаменитым Нечаевым каким же образом этот человек вдруг сделался национальным героем Беларуси»
Сергей Абламейка, белорусский историк и публицист: «Кастуся Калиновского можно смело назвать родоначальником белорусской национальной идеи, настоящим отцом белорусской нации и даже современного белорусского языка».
Юзеф Пилсудский, лидер польского национального движения в начале ХХ века, фактический правитель Польши в 19181922 и 19261935 годах: » было делом нескольких сумасбродов и нескольких простодушных, показавшим всю нелепость поляков, отсутствие в их мышлении серьезности и здравого смысла». В то же время Пилсудский считал, что повстанцы показали выдающийся пример героизма и способствовали позднейшему подъему новой волны национально-освободительного движения.
Петр Вандич, польский историк: «Восстание 1863 года представляет собой вершину романтического видения целой нации и сублимированной концепции патриота».
Даниэль Бовуа, французский историк: «Клановые ссоры, напрасное ожидание франко-английской помощи и прежде всего неспособность увлечь крестьянство, настроенное скорее враждебно, обрекли восставших на поражение».
Что произошло в Вильнюсе
Церемония перезахоронения повстанцев готовилась не один месяц и привлекла большое внимание, прежде всего в Литве, Беларуси и Польше.
Для участия в мемориальных торжествах в Вильнюс прибыли тысячи людей, в том числе почетные гости, включая президента Польши Анджея Дуду. Беларусь была представлена делегацией во главе с вице-премьером Игорем Петришенко (любопытно, что до недавнего времени он был белорусским послом в России). В отличие от Варшавы, Минск не прислал для участия в похоронах роту почетного караула.
Из выступлений в ходе церемонии:
-Анджей Дуда, президент Польши: «Нас объединяет та же, что и их, общность судеб и памяти, общность ценностей, олицетворяемых лозунгом «За нашу и вашу свободу».
-Гитанас Науседа, президент Литвы: «Повстанцы шли в бой, потому что не видели иного выбора. Это была не прагматичная политика, а борьба за идеалы».
-Игорь Петришенко, вице-премьер Беларуси: «Убежден, что часовня на кладбище Расу станет тем местом, куда будут приходить белорусы, литовцы, поляки, латыши и украинцы, чтобы отдать дань памяти своим землякам».

.