Ёптель

это не вероятно, но факт!

Борис Петрович Свешников (1927 — 1998)

 

Борис Петрович Свешников (1927 - 1998) Живописец, график, участник движения художников-нонконформистов 1960-х. В 1944 поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства

Живописец, график, участник движения художников-нонконформистов 1960-х. В 1944 поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПиДИ). Два года спустя был арестован вместе с группой студентов. На допросе он объяснял: «У нас художники в своем творчестве не свободны, они не могут писать то, что хотят, а только то, что приказывают». Был осужден на восемь лет лагерей. В 1946-1953 гг. находился в Ухтомлагере Коми АССР (созданный там цикл рисунков принадлежит к самым значительным памятникам так называемого «лагерного искусства»). Свешников вышел на свободу в январе 1954 года, через восемь лет после ареста. В 1956 реабилитирован. Он поселился в Тарусе, а в 1956 году переехал в Москву, как раз в то время, когда наряду с официальным искусством появилось искусство неофициальное, нонконформистское. Мистические пространства его картин восхищали не только друзей по «лианозовской группе», но и более молодых художников-концептуалистов. Известный писатель-диссидент Андрей Синявский назвал меланхолические полотна Свешникова «сновидениями вечности, скользящими по стеклу природы или истории». Упорный и кропотливый труд, благородные и гармоничные образы Свешникова вывели его в ряд крупных мастеров. В Гослитиздате иллюстрировал сказки Гофмана, Андерсена, Метерлинка, братьев Гримм. Работы находятся в частных собраниях в США, ФРГ, Франции, Швейцарии, Италии, в ГТГ и галерее «Файн Арт».

Илья Кабаков, Из книги: «60-е — 70-еЗаписки о неофициальной жизни в Москве», 1999, WIEN, стр.190-196: «Что же лежит в основе искусства (Свешникова) Смерть как неизменяемое, несмываемое, неисчезаемое состояние, именно состояние. Не смерть, как небытие, отсутствие, а «бытие смерти», ее «пребывание», если можно так сказатьОн отнюдь не метафоризировал эту тему, не делал аллегорий типа скелета и проч. Боря изображает как бы повседневность
Но дело не в сюжете и не в тех предметах, и не в том пространстве, которое он изображает, а в том особом «воздухе», в той атмосфере, которая пронизывает и наполняет эти пространства. Это воздух, из которого полностью выкачена и улетучилась всякая жизнь и всякая память о какой бы то ни было жизни Это особый какой-то театр существ без крови, что ли. Вот эта выкаченность бытия из поз и сюжетов бытия производит убийственное впечатление.
Но дело не только в этом. А и в том, что все пространство картины пронизано особым светом Это мир без теней, без деления на белое и черное Холодный, чуть голубоватый свет смерти пронизывает эти предметы, этих людей, эти дома, эти горы, ландшафты, облакаИскусство Бори делится как бы на две группы Это удивительная серия рисунков, с которыми он приехал из лагеря, и живописные его работы Вот это присутствие мертвящего света особенно сильно в его рисунках
Картины Бори послелагерного периода наполнены какой-то особой фактурой, которая резко отличается от контурной техники рисунков. Они исполнены какой-то особой цветной пуантелью, которая образует странное фосфоресцирующее свечение в разных местах картины, абсолютно не связанное с тем предметным миром и с тем сюжетом, который изображен. Эти сгустки свечения скопляются в разных углах и местах, и можно сказать, что картина живет отдельной жизнью от этих предметов и людей, которые на ней изображены Но вся сила и энергия, повторяю, этих вещей лежит в той бесконечно сложной и богатой пуантели, которая и есть главный предмет изображения на этих картинах То есть, разведенность в известном банальном смысле — «разведенность формы и содержания» — в данном случае является одним из самых сильных и действующих средств, которые характерны для искусства Бори Свешникова».

https://v.com/album-61546782_231730431

Борис Петрович Свешников (1927 - 1998) Живописец, график, участник движения художников-нонконформистов 1960-х. В 1944 поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства

Борис Петрович Свешников (1927 - 1998) Живописец, график, участник движения художников-нонконформистов 1960-х. В 1944 поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства

 

Борис Петрович Свешников (1927 - 1998) Живописец, график, участник движения художников-нонконформистов 1960-х. В 1944 поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства

Борис Петрович Свешников (1927 - 1998) Живописец, график, участник движения художников-нонконформистов 1960-х. В 1944 поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства

Борис Петрович Свешников (1927 - 1998) Живописец, график, участник движения художников-нонконформистов 1960-х. В 1944 поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства

Борис Петрович Свешников (1927 - 1998) Живописец, график, участник движения художников-нонконформистов 1960-х. В 1944 поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства

Борис Петрович Свешников (1927 - 1998) Живописец, график, участник движения художников-нонконформистов 1960-х. В 1944 поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства

Источник