Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Брат» и «Брат 2» — скрытый смысл

«Брат» и «Брат 2» - скрытый смысл Эпоха перемен требует героев. В 90-е годы, которые кто-то называет «лихими», кто-то «бандитскими», а кто-то - «святыми», у России появился новый герой, а у всех

Эпоха перемен требует героев. В 90-е годы, которые кто-то называет «лихими», кто-то «бандитскими», а кто-то — «святыми», у России появился новый герой, а у всех россиян — общий Брат, один на всех. Оболганная, ограбленная, разорённая страна ждала хоть одного слова правды. Режиссёру Балабанову за 31 съёмочный день удалось то, что не смогли сделать все политики и экономисты.
«Брат-1» — яркий пример того, как фильм, коммерческий по структуре, становится культовым благодаря искренности, простоте повествования и харизме главного героя. Продолжение — фильм «Брат-2» — снимался как проект, коммерческий уже не только по структуре, но и по сути; однако и он не скатился в банальный боевичок.
Автор задумал воплотить образ «русского Рэмбо» — неприкаянного солдата, вернувшегося с войны, поместил его в питерские подворотни, заставил слушать русский рок и сделал носителем национальной идеи преданности семье и друзьям.
Данила Багров вершит правосудие, не задумываясь о правильности своих поступков. Он доверчиво слушает старшего брата, лицемерного бандита и убийцу по кличке Татарин, и последовательно расправляется со всеми его врагами. Татарин, который послал младшего брата на верную смерть, внезапно понимает, что получил в руки совершенное оружие, и манипулирует им без всякой жалости. Слепая привязанность Данилы к своим «корням» превращает его в киллера.
Данила ощущает себя частью рода (народа, нации), и потому абсолютно бесстрашен. Свою внутреннюю силу он объясняет просто: «Сила — в правде». «Брат» абсолютно уверен в своей правоте, он считает, что знает правду и является её проводником, слугой и носителем.
Война научила Данилу убивать и выживать. Простившись с армией, он хотел тихой и мирной жизни, но попал из огня да в полымя — на новую войну, криминальную. И не ради своего выживания, а из преданности брату, он берётся за оружие. Всё, как в сказке: старший брат хитрый и умный; он пытается «таскать каштаны из огня» руками младшего брата, простофили-дурачка. Но младший твёрд в своей любви и преданности — и потому становится настоящим героем.
Сказка и боевик — вроде бы разные жанры, но только на первый взгляд. Данила не пытается спасать весь мир, как герои Голливуда, он просто помогает брату (в первой части) и другу (во второй). Он не лидер нации, не Робин Гуд, не герой, сражающийся «за веру, царя и Отечество» — потому что в 90-е не было ни веры, ни царя, да и почва Отечества пылала под ногами. В народные герои его вывели не убийства, а верность, нравственная чистота и щедрость. В противоположность циничному и жадному старшему брату, он не думает о прибыли, о выгоде для себя, он не ищет ничего материального.
В первом фильме остаётся надежда на то, что Данила поймёт — все вопросы оружием не решить. Выстрелив в мужа своей любовницы Светланы, он замечает пропасть, которая пролегает между ним и теми, кто не убивал. После покушения Данила моет руки в Неве, как будто пытается смыть с них всю кровь, которую пролил. Однако «Брат-2» возвращает всё на место: Данила вновь берётся за оружие.
С одной стороны, Данила Багров — это архитипичный герой; с другой — близок образу «лишнего человека». Он трагически одинок, ищет опору в воспоминаниях прошлого — единственного, что служит ему утешением. Он держится за иллюзорный образ «сильного старшего брата», потому что детство было единственным счастливым временем в его жизни. Данила не хочет замечать, что старший брат, который носил его в детстве на руках — обыкновенный упырь, предающий его с потрохами. Данила не нужен брату, он несёт ему опасность своей неуёмной преданностью и любовью.
Взяв за отправную точку немногие минуты, когда он считал себя защищённым, Данила упорно не желает расставаться с дорогими сердцу мечтами. Но его опора — ложная, и потому во второй части фильма он находит новую цель и превращается из «лишнего» в «нужного». У Данилы появляется больше уверенности в себе, он спорит с постулатом брата о том, что сила в деньгах, выдвигает свою версию, свою доктрину: «Сила в правде».
Петербург Балабанова и Петербург Достоевского неразрывны. Город, нарисованный грязно-жёлтыми и коричнево-серыми красками — настоящая иллюстрация к Данте. Он опутан сетями бандитизма, наркомании, нищеты и злобы.
Петербург, «город-зверь», перемалывающий человеческие кости, стал одним из главных героев фильма. «Город злая сила. Сильный приезжает в город, становится слабым Вот и ты пропал», — говорит «Немец» Гофман, «бомж», обитающий на старом лютеранском кладбище, опустившийся на социальное дно интеллигент. Эти слова легко представить в устах персонажей Достоевского.
Гофман, наркоманка Кэт и Светлана — все они жертвы злого «зверя» — Петербурга 90-х, криминальной столицы, терзаемой преступностью. Данила — его следующая жертва.
В фильме «Брат-2» Данила попадает «на зуб» не менее опасному «зверю» — Нью-Йорку. Здесь сказочные мотивы становятся ещё более прозрачными — герой борется со «зверем» и побеждает его, между делом спасая из его «пасти» «прекрасную принцессу» — проститутку Дашу, изрядно «пожёванную» американской действительностью. Только старший брат Виктор-Татарин может чувствовать себя в Нью-Йорке, как рыба в воде: он сам зверь, а потому со «зверями» уживается легко.
Данила носит имя библейского пророка Даниила. Гофман говорит Багрову: «Бог тебе судья», а Даниил в переводе с иврита означает «Бог мне судья».
Данила действует как ангел, карающий погрязших в неверии, убийствах и лжи обитателей больших городов (вспомним сожжённые Содом и Гоморру).
Крылатая фраза «Сила в правде» напоминает девиз святого Александра Невского «Не в силе Бог, но в правде».
Алексей Балабанов родом из Свердловска (Екатеринбурга), и потому украсил саундтрек песнями Свердловского рок-клуба. В первой части лейтмотивом стали песни группы Наутилус-Помпилиус, а второй фильм значительно расширил «географию» исполнителей: Би-2, Сплин, Чичерина, Агата Кристи, Крематорий, Океан Ельзи и другие. Успех диска с саундтреком «Брат-2» был огромен. Вышел и второй диск с дополнительными композициями — «Брат 2. За кадром».
«Брат-1» — это предостережение всем продажным дельцам, живущим «захребетниками» у простодушных «младших братьев», делающих за них всю грязную работу. Это символ нового общества, пришедшего в Россию в 90-х. Фильм «Брат-1» носит черты русского национального эпоса, в котором богатырь уничтожает злодеев, но не находит любви и счастья.
Фильм «Брат-2», эксплуатирующий успех первой части, смотрится как пародия на классический боевик — однако пародия умная, полная чёрного юмора и злой сатиры. В нём нет философской глубины, а в действиях Данилы появились неоправданные лёгкость и удаль. Данила частично приобрёл черты старшего брата; если в первом фильме он был его явной противоположностью, то теперь можно поверить в их близкое родство.
Те, кто считает, что во втором фильме режиссёр предал идеалы, воспетые в первом фильме, видят главный смысл «Брата-2» в протесте против творчества ради наживы. Балабанов руками Данилы разбирается с миром продюсеров и финансистов, которые заставили режиссёра предать правду, изложенную в первой части дилогии.

Источник