Ёптель

это не вероятно, но факт!

Братья Нобели в России.

 

Братья Нобели в России. «Важнейшие события его жизни: никаких» подытожил свою краткую автобиографию Альфред Нобель великий учёный, изобретатель динамита и трубопровода, талантливый бизнесмен и

«Важнейшие события его жизни: никаких» подытожил свою краткую автобиографию Альфред Нобель великий учёный, изобретатель динамита и трубопровода, талантливый бизнесмен и учредитель самой престижной из мировых премий.
Судьба этого человека соткана из сплошных парадоксов. Впрочем, это у Нобелей семейное. Надо же было умудриться столько раз разориться и столько раз быстро восстановить потерянное, так что на момент революции Нобели занимали в России второе место в тогдашнем списке Форбс с капиталом около 60 миллионов тогдашних рублей (что составляет около 720 млн сегодняшних долларов).
В 1879 г. братья объединили капиталы и учредили «Акционерное товарищество нефтяного производства братьев Нобель» («Бранобель») на основе нефтеперегонного завода в Баку. завод «Людвиг Нобель» стал больше ориентироваться на выпуск оборудования для нефтяной промышленности. Нобели объединили в одном предприятии добычу, переработку и транспортировку нефти, впервые в России построив нефтеналивной флот.
Концерн «Братья Нобель» стал известен по всей России. Ему принадлежали, скважины, заводы, танкеры, баржи, трактиры, гостиницы, железные дороги, училища. С Нобелями в стране конкурировали Ротшильды и «Standard Oil» Рокфеллера. Но обрусевшие шведы Нобели лучше своих западных конкурентов понимали, что доход в России напрямую зависит от добрых отношений с властью.
В результате, внутренний рынок России полностью оказался в руках Нобелей. Доля русской нефти на мировом рынке к концу восьмидесятых годов прошлого века составляла почти треть.
На Балахнинском промысле был построен резервуар, предназначенный для хранения 800 тыс. т нефти, а вместимость всех нефтехранилищ составляла 2 млн т. Из 140 км трубопроводов на Апшеронском полуострове большая часть принадлежала компании Нобелей. Почти 60% нефтепродуктов, перевозившихся по Волге, вырабатывалось на их перегонных заводах в Баку. Товарищество продавало бензин, керосин, смазочные масла, парафин, асфальт и т.п.
В начале века разрастается нобелевская танкерная флотилия. На Коломенском заводе строятся новые танкеры. К 1913 г. фирма «Бр. Нобель» владела 89 судами, в том числе пароходов и теплоходов насчитывалось 26, железных барж — 44, деревянных — 19. При этом грузоподъёмность только одной железной баржи превышала 600 тыс. пудов.
Ежегодно товарищество собственным флотом перевозило из Астрахани по Волге более 70 млн пудов наливных грузов, в основном мазута и сырой нефти, что составляло 28% ко всему вывозу3. Кроме того, продукция компании через Батум и Новороссийск отправлялась в Турцию, Италию, Австрию, Тунис, Францию и Англию. По Балтийскому морю её доставляли в Германию, Нидерланды и скандинавские страны.
К 1910 году «Товарищество Бранобель» владело сетью нефтепроводов общей протяженностью более полутора тысяч километров, тринадцатью заводами, из которых шесть являлись нефтеперегонными, а семь вспомогательными. Имелось более 10 000 цистерн, 65 танкеров, 110 стальных барж и 124 других судна. На предприятиях компании трудились более 30 000 человек. Добыча нефти русскими Нобелями достигла 100 000 000 пудов в год, а их капитал превысил 60 000 000 рублей.Именно благодаря патенту дизеля, русский нефтяной бизнес, с начала прошлого века, идет в гору, за пять лет, цены на нефть утраиваются. К 1907 году капиталы русских Нобелей превышают 60 мл. рублей. Но в историю успеха нефти-дизельного магната вмешивается революция.
После Людвига Товарищество Бранобель возглавил один из его сыновей Эммануэль, представитель уже третьего поколения петербургских Нобелей. Это он, как мы уже знаем, принял решение: дядюшкино состояние, раз уж дядюшка так хотел, пусть уплывает неизвестно кому. 35 миллионов шведских крон, из них 10 миллионов пай в русском Товариществе. Чтобы выплатить фонду Нобелевской премии стоимость этого пая, Эммануэлю пришлось заложить несколько заводов и вышек. Рабочие товарищества полгода получали зарплату расписками. Практически все долгосрочные проекты были заморожены. Казалось, финансовому процветанию Нобелей пришел конец. Но ведь у них ещё остался петербургский машиностроительный завод. А поскольку природа и не собиралась отдыхать на третьем поколении Нобелей, то Эммануэль нашёл, что там производить.
Несколькими годами ранее немецкий инженер Рудольф Дизель попытался создать новый тип двигателя внутреннего сгорания, в котором топливо в цилиндрах самовоспламенялось от сильного сжатия. В 1893 году он создал первый опытный образец, который тут же взорвался и чуть было не убил своего создателя. Но Эммануэль Нобель сумел разглядеть в начинании нечто перспективное. И в 1898 году подписал с Рудольфом Дизелем контракт об исключительном праве производства в России. И по сей день существуют на Выборгской стороне остатки завода «Русский дизель», а в советское время бывший завод Нобеля работал в полную мощь
Первым заказчиком двигателей нового типа стало само «Товарищество Бранобель». Дизелями Эммануэль оснастил большую часть своего флота, а в качестве топлива использовал солярку, до этого считавшуюся просто отходом и, соответственно, ничего не стоившую. Тут уж заказы на поставку дизелей так и посыпались на молодого Нобеля. И на заработанные деньги удалось полностью восстановить пошатнувшуюся нефтяную империю. На момент революции по оценке журнала «Forbes» русские Нобили «стоили» чуть больше 60 миллионов рублей, уступая, причём незначительно, только Николаю Второву, разбогатевшему в годы Первой мировой на военных заказах. Правда, в 1918 году Эммануэль Нобель всего за 7,5 миллионов продал Рокфеллеру то, что осталось от его бизнеса после национализации петербургского завода. И то не прогадал скоро и в Баку пришла советская власть.
Кстати, насчёт советской власти и революции. В каком-то смысле Нобели сами её приблизили, а в каком-то пытались предотвратить. Потому что в Баку они нещадно эксплуатировали рабочих, так что смертность на нефтедобыче у Нобелей была выше, чем на золотых приисках Южной Африки. На подкуп местной полиции тратилось больше, чем на заработную плату, зато себестоимость пуда керосина удалось снизить до 8 копеек (доля оплаты рабочей силы в них составляла меньше копейки), а продавался керосин по рублю за пуд, что ещё считалось довольно дёшево по сравнению с американским аналогом. И то, затраты на заработную плату считаются с учётом иностранных специалистов инженеров из Техаса, для которых Нобели построили в Белом городе (той половине Баку, где жила состоятельная публика) роскошный жилой квартал «Вилла Петролеа» с бассейнами и электрическим освещением.
В Петербурге же у Нобелей и рабочим жилось отлично. Ведь машиностроение не нефтедобыча, здесь рабочему нужно быть грамотным, уметь читать чертёж и толково обращаться с механизмами. Чтобы удержать хорошего станочника Нобели шли на самые радикальные меры. И платили существенно больше, чем конкуренты, и первыми уменьшили рабочий день до десяти часов.
Людвиг Эммануилович писал: «Видел у церкви жён рабочих моего завода, был приятно удивлён, отметив, что босоножек среди них нет, у всех франтоватые сапожки, некоторые даже с зонтиками».
Его сын Эммануэль пошёл в заботе о петербургском персонале ещё дальше. Это он открыл первый в Петербурге Народный дом прообраз советского Дома культуры, призванный отвлечь рабочих от пьянства.
Это он стал строить для них дешёвого жилье, так что каждая семья имела маленькую отдельную квартиру. И это он был связан с революционерами, как это часто случалось с русскими крупными предпринимателями, не удовлетворёнными устаревшей средневековой политической системой, давно уже не отвечавшей вызовам современности.
Этот последний из деловых Нобелей (кроме него, у Людвига было ещё девять детей, а у Роберта не менее четверых, но они существенной роли в фирме по разным причинам не играли, хотя людьми были интересными, в особенности женщина-врач Марта Нобель-Олейникова) изрядно обрусел, заседал в многочисленных российских общественных организациях, в том числе председательствовал в профсоюзе русских капиталистов. В какой-то момент он даже возглавил абсолютно русский, старообрядческий по духу Волжско-Камский банк.
Но умереть в России ему было не суждено, в том же 1918 году он, переодевшись крестьянином, бежал в Швецию. Кстати, февральская революция в России началась, можно считать, с выступления рабочих на его предприятиях на Выборгской стороне
Эммануэль прожил ещё 14 лет. Не в нищете, так как кое-что из семейного бизнеса осталось за границами России. Но уже и отнюдь не столь успешным бизнесменом. Его слава и блеск, так же, как слава и блеск остальных Нобелей, постепенно, с каждым годом всё более и более уходили в тень учредителя Нобелевской премии Альфреда. Шутка ли! Больше миллиона долларов каждому лауреату каждый год, в какое это идёт сравнение с призраком нефтяной империи 100-летней давности
В 1918 году Эммануэль Нобель, чудом спасшийся от Советов, продал весь свой бизнес рокфеллеровскому Standard Oil of New Jersey за смешную цену 7 500 000 долларов. И правильно сделал, поскольку спустя неполных два года вошедшие в Баку большевики первым делом национализировали все промыслы. Нобелевский завод превращается в «Русский дизель». После революции Нобели навсегда покинули Россию.
Ирина Стрельникова
Фотография и портрет(кисти Валентина Серова, 1909 г.) Эммануэля Нобеля-младшего. Магнат накануне революционных событий имел в обществе прекрасную репутацию. Много тратил на благотворительность, заботился о сотрудниках, открывал рабочие школы.

 

Братья Нобели в России. «Важнейшие события его жизни: никаких» подытожил свою краткую автобиографию Альфред Нобель великий учёный, изобретатель динамита и трубопровода, талантливый бизнесмен и

Братья Нобели в России. «Важнейшие события его жизни: никаких» подытожил свою краткую автобиографию Альфред Нобель великий учёный, изобретатель динамита и трубопровода, талантливый бизнесмен и

Источник