Братья Люмьер — родоначальники кинематографа. Луи и Огюст Люмьеры

 

Братья Люмьер - родоначальники кинематографа. Луи и Огюст Люмьеры Братья Люмьер - люди, чьи имена окутаны таким количеством легенд и небылиц, что разобраться, где правда, а где вымысел, очень

Братья Люмьер — люди, чьи имена окутаны таким количеством легенд и небылиц, что разобраться, где правда, а где вымысел, очень сложно.
В октябре 1862 года в Безансоне на свет появился старший из братьев, Люмьер Огюст Луи Мари Николя. Он родился в семье изобретателя Антуана Люмьера, сколотившего небольшое состояние на производстве и продаже фототоваров.
Через два года, в октябре 1864, родился младший из Люмьеров, Луи Жан. С детства характер и склонности мальчиков отличались. Тихий и болезненный Луи много времени проводил дома с отцом, занимаясь творчеством. Он любил живопись, скульптуру и музыку. Тогда же перенял у отца страсть к изобретательству.
Застенчивый и любознательный Огюст увлекался фотографией и медициной. Позже он не только присоединится к бизнесу отца, но и откроет свою клинику и фармакологическую лабораторию.
Начало карьеры братьев в области фотографии
В 1882 году отец братьев купил в Лионе большой участок, на котором построил фабрику по производству фотопластин. В самом начале ее работы Антуана чуть не постигло банкротство, которое удалось предотвратить благодаря Луи. Он изобрел новые фотопластинки, качественно отличающиеся от предыдущих. Его Голубые этикетки подарили возможность делать быстрые фотографии. Старая технология с применением эмульсии бромистого серебра делала процесс фотографирования чрезвычайно долгим.
Постепенно Луи и Огюст Люмьеры сформировали настоящий тандем, где каждому была отведена определенная роль. Изобретательный Луи отвечал за технологический процесс, а Огюсту была отведена роль менеджера, с которой он отлично справлялся.
Изобретение синематографа
Наконец в 1889 году отец привез из Парижа новое изобретение Томаса Эдисона — кинетоскоп с набором из двенадцати крошечных фильмов. Это было громоздкое сооружение, которое позволяло смотреть кино только в одиночку, заглядывая в маленькое окошко в корпусе.
На его основе Люмьер Луи Жан создал новое устройство — синематограф. Это было настоящее портативное ателье. Прибор позволял производить видеосъемку, печатать позитивы и демонстрировать видео. Нужно было только открыть дверцу и установить позади прибора сильный источник света. Пленка перемещалась, и на экране создавалось движущееся изображение.
Вот почему правильным будет считать родоначальником кинематографа именно Эдисона. Братья признавали его первенство в изобретении кинетоскопа и даже платили ему откупные, когда демонстрировали свои фильмы в США.
Стоит сказать, что вначале Люмьеры главным делом своей жизни считали фотографию, а к кино относились с некоторым пренебрежением и не видели в нем будущего. Несмотря на это, они продолжили работать над технологией, ведь они были бизнесменами и не привыкли упускать выгоду, а кино тогда только начинало входить в моду.
По свидетельствам современников, Луи и Огюст Люмьеры были неразлучны, они работали по пятнадцать часов в сутки, но все равно каждое утро встречались за завтраком. Даже женитьба Огюста на Маргарет Винклер в 1893 году ничего не изменила в их отношениях, и через год Луи женился на сестре Маргарет — Розе.
Первый киносеанс
И вот 28 декабря 1895 года в Париже, сняв за тридцать франков в день Гранд кафе на Бульваре Капуцинок, 14, они устроили первый в мире публичный киносеанс. Входной билет стоил один франк. Братья организовали в подвале кинозал и один из них, крутя ручку синематографа, проецировал изображение на белый экран. Кстати, перфорировать края кинопленки придумал тоже Луи.
Зрители могли увидеть десять первых фильмов братьев Люмьер, длиной не более минуты каждый. Вопреки всеобщему убеждению, среди них не было знаменитого Прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота, поскольку он вышел на экраны только в январе следующего года.
Первые кинокартины
В число картин, показанных в этот вечер, вошел один из самых известных фильмов братьев — «Выход рабочих с фабрики Люмьер». Существует три официально признанных версии этого фильма, что говорит о серьезном и творческом подходе братьев к съемочному процессу. Причем все три версии были продемонстрированы публике, о чем говорят газетные репортажи.
По мнению экспертов, все три версии были сняты в один день, об этом говорят особенности освещения и расположения теней. Этот фильм может считаться первым в истории кино, т. к. впервые он был показан публике 22 марта 1895 года на конференции французских фотопромышленников.
В списке фильмов первого кинопоказа была картина Политый поливальщик, которую можно считать первым комедийным постановочным фильмом. Есть версия, что сюжет фильма взят из жизни. Так подшучивать над старым садовником, наступая на шланг, любил младший брат Люмьеров — Эдуард, после трагически погибший в Первую мировую войну.
Кстати, не исключено, что на экране тот самый садовник, т. к. братья не тратили время на поиск актеров для своих фильмов и задействовали в них всех, кто мог подойти на роль: прислугу, рабочих своего завода, своих и чужих детей.
В картине Завтрак младенца, показанной в этот день, участвует дочь Огюста — Андре. В 1918 году в возрасте 24 лет она умрет от гриппа.
Дальнейшее развитие кинематографа и фотографии
В первый вечер братья продали всего тридцать пять билетов. Негусто, учитывая расходы, но интерес публики стремительно рос, кинопоказы стали регулярными, и уже через три месяца братья зарабатывали по две тысячи франков за ночь.
Чтобы оживить атмосферу немого кино, Люмьеры начали приглашать таперов: пианистов и саксофонистов, чтобы они сопровождали кинопоказ музыкальными произведениями, соответствующими фильму.
«Гранд-кафе» стало кинотеатром, и братья отправили своих киномехаников в Европу, для пропаганды синематографа и съемки новых интересных сюжетов о всемирных достопримечательностях и мировых событиях, например, о коронации Николая II.
Сами же братья отправились в турне по Японии, Индии и Китаю. И к 1903 году кинотека братьев насчитывала уже более двух тысяч фильмов. После Второй мировой войны коллекция, включая первые фильмы братьев Люмьер, перешла к Академии наук Франции.
Луи работал не только над изображением, но и над цветом. Благодаря его изобретениям до нас дошли цветные фотографии, сохранившие документальные свидетельства жизни рубежа XIX-XX веков.
Уход из кинематографа
Огюст первым оставил совместный семейный бизнес и всерьёз занялся медициной. Свой последний фильм — «Страсти Иисусовы» — Луи снял в 1898 году, и после занимался исключительно производством киноаппаратуры. Через несколько лет продал патенты и посвятил себя исследовательской работе в области цветного и объемного кино.
Фотография и кино — не единственные сферы применения талантов братьев. В Первую мировую они сделали немало изобретений в области медицины. Луи всерьез занимался протезированием, а Огюст изобрел специальные повязки для заживления ожогов и ран.
Луи скончался 6 июня 1948 года в возрасте восьмидесяти трех лет. Огюст умер 10 апреля 1954 года на девяносто первом году жизни.
Институт Люмьер
В 1975 году огромная фабрика Люмьер была почти полностью разрушена. Остался только один ангар, тот самый, знаменитый, из которого выходили рабочие в первом фильме братьев. Власти обратили внимание на строение. Ангар стал считаться историческим памятником и его использовали как основу при строительстве большого комплекса, посвященного семье Люмьер.
Огромную территорию, где когда-то располагались корпуса завода, теперь занимает Институт Люмьер. В нем проводятся фестивали, творческие встречи и мастер-классы, демонстрируются современные фильмы талантливых режиссеров, а также старые киноленты, в том числе Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота. В комплекс вошли музей братьев Люмьер, парк, кинотеатр и «Школа Луи Люмьер». Институт стал одной из главных достопримечательностей Лиона.
Кинопремия Люмьер
В 2009 году в рамках кинофестиваля имени Братьев Люмьер, ежегодно проходящего в Лионе, институт учредил Премию Люмьер. Она присуждается людям, внесшим заметный вклад в развитие мирового кинематографа. Тьерри Фремо, директор Института Люмьер, считает, что со временем эта премия станет альтернативой Нобелевской в области кинематографии.

 

Источник


Добавить комментарий