Ёптель

это не вероятно, но факт!

Checkmate: история создания и уникальность проекта

 

Checkmate: история создания и уникальность проекта На авиасалоне Dubai Airshow очень ждут презентацию нового легкого однодвигательного истребителя Су — Checkmate. Это экспортный российский

На авиасалоне Dubai Airshow очень ждут презентацию нового легкого однодвигательного истребителя «Су» — Checkmate. Это экспортный российский самолет пятого поколения, ориентированный на страны Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки. Он был задуман конструкторами «Сухого» после анализа опыта боевых действий российской авиации в Сирии.
Но чем именно легкий самолет может быть лучше тяжелых двухдвигательных конкурентов
«Не надо искать геополитический аспект в нашем новом лёгком тактическом самолёте. Настоящая причина намного проще — машины данного класса действительно высоко востребованы на мировом рынке военной техники», — Сергей Чемезов, генеральный директор госкорпорации «Ростех»
Сирийский опыт
Впервые над созданием лёгкого однодвигательного самолёта конструкторы компании «Сухой» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростеха) задумались в 2016 году после изучения боевых действий российской авиации в Сирии.
«Анализ результатов применения ударных авиационных комплексов в Сирии показал, что для выполнения большинства задач возможности тяжёлых двухдвигательных авиационных комплексов избыточны», — Михаил Стрелец, главный конструктор ЛТС
Самолёт создавался в инициативном порядке (за собственные средства и собственными силами) совместно с предприятиями авиационного кластера госкорпорации «Ростех». Проектирование Checkmate не афишировалось вплоть до премьеры на МАКС-2021 в Жуковском.
При разработке Checkmate применялись цифровые технологии, что позволило сократить стоимость, а также время испытаний и создания машины до пяти лет.
В первый день авиасалона самолёт, выставленный в специально построенном для него павильоне, был представлен президенту России Владимиру Путину.
Сбалансированный истребитель
Уникальное сочетание лётных характеристик, боевой эффективности при доступной цене должно сделать российский однодвигательный истребитель популярным на международном рынке вооружений.
Стоимость самолёта будет варьироваться в зависимости от комплектации и начинаться от $30 млн. В Ростехе полагают, что в будущем Checkmate — это рабочее решение для стран, которые не могут приобрести американский истребитель
F-35 Lightning II за $82,4 млн.
По расчётам аналитиков, в числе потенциальных заказчиков — страны Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.
Тактико-технические характеристики
Checkmate — это тактический самолёт пятого поколения.
Он спроектирован на базе научно-технических решений, которые были использованы при создании самолёта Су-57Э. Для снижения стоимости экземпляра и упрощения технического обслуживания кабина и бортовые системы и часть элементов Checkmate унифицированы.
«Сегодня в мире набирает силу тенденция по унификации парка самолётов. Ввиду большой степени межпроектной унификации совместное использование Су-57, Checkmate и беспилотных летательных аппаратов может сформировать оптимально сбалансированный под различные задачи парк с минимальной стоимостью эксплуатации и высоким боевым потенциалом», — Михаил Стрелец, главный конструктор ЛТС
ТТХ:
— один двигатель в классе 14 500–16 000 кгс;
— малая радиолокационная заметность;
открытая архитектура комплекса бортового оборудования.
— ≈2 200 км/ч максимальная скорость
— 2 800 км дальность полёта без подвесных баков — самая большая для лёгких самолётов дальность полёта и длительность патрулирования при поиске цели или ожидании целеуказания.
— эксплуатация в сложных условиях базирования
(в том числе на высокогорных аэродромах) и в любых климатических условиях;
— одновременное поражение до шести целей.
Гибкость модификаций
Адаптивность авиационной платформы позволяет сконфигурировать самолёт таким образом, чтобы он полностью отвечал задачам заказчика. Checkmate может быть создан в базовой одноместной пилотируемой модификации, двухместном, опционально пилотируемом и беспилотном исполнении, также есть возможность интеграции иностранного оборудования по запросу заказчика.
«Самолёт изначально создаётся как платформа для целого семейства авиационных комплексов. Мы планируем создание опционально пилотируемой и беспилотной модификации самолёта.
Беспилотная модификация — это не просто дань моде. Мы уже на ранней стадии проекта закладываем в него широкие возможности для использования в рамках сетецентрических военных операций. Самолёт сможет обмениваться информацией и наводить на цели другие авиационные комплексы и беспилотные летательные аппараты. Применение беспилотных версий машины позволит, помимо прочего, реализовать новые тактические приёмы», — Юрий Слюсарь, генеральный директор ОАК
Вооружение
Истребитель Checkmate оснащается многопрофильным комплектом вооружения, способным бороться с любой угрозой — от незащищённых командных пунктов до целей, представляющих особую чувствительность для вероятного противника. Важно, что машина способна выполнять поставленные задачи вне зоны действия ПВО, сохраняя жизнь лётчика.
Самолёт имеет 11 точек подвески вооружения, 5 из них — внутри фюзеляжа. Может нести 7,4 тонны вооружения, среди которого высокоточное оружие для поражения надводных, наземных и воздушных целей, неуправляемое оружие.
«Умный» самолёт
Истребитель наполнен интеллектуальными системами, которые будут помогать лётчику при пилотировании. Они также позволят Checkmate быть включённым в единую информационную сеть ведения боевых действий.
На Checkmate установлен КБО пятого поколения с высокими характеристиками помехозащищённости.
Встроенный радар с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) позволяет сопровождать до 30 воздушных целей, одну или две наземных или морских, атаковать до шести воздушных целей одновременно.
Кроме того, на самолёте установлена оптико-электронная прицельная система для поражения воздушных и наземных целей. Есть и комплекс радиоэлектронной обороны и противодействия обнаружению.
Для удобства лётчика у самолёта эргономичная кабина пятого поколения с панорамными сенсорными экранами, которые дают полную информацию о маршруте, целях, угрозах и состоянии всех систем.
Работа в сетецентрической боевой системе
Сетецентрическая боевая система — это система ведения боевых действий, в которой все участники операции от разведки до командования имеют полный доступ к информации об обстановке в реальном времени с помощью технологий передачи данных.
Новый истребитель сможет управлять малыми беспилотниками — ведомыми аппаратами. Дроны будут обмениваться информацией, мгновенно реагировать на меняющуюся боевую обстановку, автоматически распределять и выполнять задачи различной сложности.
Интеллектуальная поддержка лётчика
Радиоэлектронное оборудование с элементами искусственного интеллекта выполняет роль второго пилота. Оно самостоятельно проводит диагностику всех систем Checkmate и помогает лётчику в стремительно меняющейся боевой обстановке, что значительно снижает психофизическую нагрузку.
Для Checkmate создана система логистической поддержки Matreshka. Она на основе методов своевременной аналитики позволит отслеживать техническое состояние самолёта в режиме реального времени на протяжении всего жизненного цикла. Это позволит заранее планировать профилактические и ремонтные работы, а также своевременно заказывать комплектующие. В результате будет обеспечен высокий уровень боевой готовности парка даже при полётах с высокой интенсивностью.
Конкуренты Checkmate
«Современный конфликт — это не просто противостояние самолётов и танков. Сегодня это прежде всего — борьба экономик. Чтобы одержать вверх, нужно использовать ресурсы более рационально, чем это делает оппонент, отвечать асимметрично, быть эффективнее», — Бекхан Оздоев, индустриальный директор кластера вооружений корпорации «Ростех»
На рынке боевой авиации представлены десятки современных образцов боевых самолётов. Однако у Checkmate есть возможность опередить конкурентов и стать одним из основных продуктов российского оборонного экспорта.
300 единиц планируется произвести для внешнего рынка.
По основным показателям (дальность и скорость полёта, полезная нагрузка, состав и возможности авиационных средств поражения, возможности комплекса бортового оборудования) российская машина может превзойти оппонентов по ряду параметров. Одним из ключевых преимуществ тактического самолёта в данном классе является возможность применения широкой номенклатуры оружия в малозаметной конфигурации, когда оно размещено во внутренних отсеках. Это один из основных критериев самолётов пятого поколения.
Ещё одно преимущество Checkmate состоит в применении в его конструкции комплектующих только российского производства, в то время как большинство иностранных боевых самолётов создаются в кооперации, что значительно ограничивает их экспорт. Так, известны случаи блокирования поставок истребителей Gripen Конгрессом США в связи с запретом на экспорт ряда компонентов американского производства, интегрированных в истребитель.
«При создании самолёта конструкторы уделили особое внимание сохранению рационального баланса между проверенными техническими решениями и прорывными технологиями, возможностями и стоимостью машины. Благодаря этому Checkmate получил уникальное сочетание лётных характеристик, боевой эффективности при доступной цене и низкой стоимости лётного часа», — Михаил Стрелец, главный конструктор ЛТС

 

Источник