
Сграффито (итал. sgraffito или grafrito, буквально выцарапанный), разновидность монументально-декоративной живописи, принцип которой основан на процарапывании верхнего тонкого слоя штукатурки до обнажения нижнего слоя, отличающегося по цвету от верхнего. В древности принцип С. применялся в керамике (архаические вазы Греции и Этрурии). В 1517 вв. С. распространилось в Италии как способ украшения стен (в основном фасадов, благодаря особой прочности этой техники). Из Италии С. проникло и в другие страны (Германию, Чехию и др.). С. широко используется в монументально-декоративном искусстве 20 в.
Виды Сграффито
«Сграффито» с верхним окрашенным слоем выполняется на влажной известковой шкутатурке.
Подвядшую поверхность штукатурки окрашивают краской, стойкой в щелочах. Наиболее стойкой является естественная мумия. Краска прочно соединяется с влажным известковым раствором. После подвядания окраски, когда окраска перестает блестеть, понсируют рисунки и осторожно выскабливают до светлой нижней штукатурки. После просыхания рисунок промывают водой, если краска линяет, ее закрепляют казеиновым фиксатором.
«Сграффито» внутри помещений.
В интерьерах этот вид отделки применяют потому, что она не требует дорогого оборудования (лесов) и ее можно когда угодно начинать и когда угодно прерывать. Художественные возможности этого вида отделки очень велики. Недостатком является то, что этот вид «сграффито» нельзя выполнять на наружных частях зданий (фасадах).
«Сграффито» на гипсовом основании (негативная).
Основанием служит сухая гипсовая штукатурка, которую после шлифовки покрывают известковым молоком и в соответствии с образцом окрашивают клеевыми красками. После просыхания понсируют рисунки, которые насухо выскабливают острием ножа или скербком. Затем поверхность обеспыливают и закрепляют восковой эмульсией, а потом полируют щеткой или фланелью. Рисунки «сграффито» получаются белыми (негативными) .
«Сграффито» из красящих материалов с целлюлозным клеем.
Основанием служит прочная штукатурка, очищенная от старых известковых красок, или новая шлифованная и обеспыленная. Поверхность дважды пропитывают раствором шеллака в денатурированном спирте или жидким копаловым лаком. После просыхания поверхность снова окрашивают лаком или эмалью и посыпают песком или древесными опилками. Точно так же поступают при работе на деревянных основаниях, фанере и древесно-волокнистых плитах. Через несколько дней на них наносят красящие материалы с целлюлозным клеем.








