Дионисий

 

Дионисий Dionysius/Дионисий (ок. 1440 — после 1502), иконописец и живописец, один из величайших художников Святой Руси. Он расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря

Dionysius/Дионисий (ок. 1440 — после 1502), иконописец и живописец, один из величайших художников Святой Руси. Он расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря (1467-76); написал иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля; иконы и фрески соборной церкви Иосифо-Волоколамского монастыря (после 1485). Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря – единственный в России памятник с полным циклом росписей, сохранившихся в первозданном виде от полутысячелетнего периода XI-XV вв. русской средневековой культуры.

Дионисий-иконописец – создатель удивительных росписей Успенского собора в Москве –вырвался из «прокрустова ложа» канона. Его фигуры не мертво статичны, они изящны, с удлиненным силуэтом, они парят. Поэтому многие зарубежные искусствоведы и называют этого изографа «русским маньеристом».

В отличие от его великих предшественников, Феофана Грека и Андрея Рублева, этот мастер изучен неплохо. Жизнь Дионисия более-менее известна исследователям. Конечно, даты рождения и смерти мастера довольно расплывчаты. Считается, что он появился на свет около 1440, а умер не раньше 1502 и не позже 1525 годов. Родился он в семье мирянина, но достаточно богатого, чтобы отдать сына в обучение изографному ремеслу. Первая известная современникам работа мастера – роспись в церкви Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря. Впрочем, работал там молодой художник в 1467-1477 годах под началом своего учителя, некоего мастера Митрофана, о котором больше ничего не известно. Вероятно, при росписях проявился самостоятельный талант ученика, так что в 1481 году его пригласили в Москву для работы в Успенском соборе Кремля. После выполнения этого заказа художник получил официальный титул «преизящный мастер». Дионисий работал также в ряде северных монастырей. Он имел троих сыновей – Андрея, Владимира и Феодосия, двое последних пошли по стопам отца и стали иконописцами.

Чтобы до конца понять творчество Дионисия, нужно хоть немного изучить эпоху, в которую тот жил. Всеобщим чаянием и одновременно ужасом православного мира того времени являлось ожидание Апокалипсиса. Конец света должен был наступить, по уверениям клириков, в 1492 году. В политической жизни Руси также проходили большие перемены. В 1480 году была одержана победа на Угре, которая ознаменовала падение монгольского ига. Московский князь захватил земли Пскова, Новгорода и Твери. Иван III решил создать централизованное государство. Придворные писцы стали выводить генеалогию царского рода через византийских базилевсов Палеологов от римского императора Августа. Поэтому скромный размер и убранство московских церквей больше не устраивали Ивана III. Он затеял масштабное строительство, чтобы превратить Москву в «Третий Рим». И в этой ситуации зодчие и живописцы были очень востребованы.

В начале карьеры Дионисий в составе творческой картели Митрофана принимал участие в росписях собора Рождества Пресвятой Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре около Калуги. Искусствоведы усматривают в этих работах продолжение и развитие наследия Андрея Рублева. Те же парящие фигуры, чистая, гармоничная композиция, радостный настрой и яркие насыщенные цвета. Московский князь Иван Васильевич, увидев фрески «иноков Дионисия и Митрофана», пригласил молодого живописца в Москву, работать над росписями Успенского собора. Так, с ходу талант был замечен и вознагражден самыми высокими властями.

После аннексии чужих земель князь Иван III начинает постройку соборов, чтобы придать своему Кремлю столичный размер. Но с Церковью Успения не задалось: ее возводили псковские зодчие Мышкин и Кривцов, но, как это у нас часто водится, качественные строительные материалы расхитили, отчего почти законченная конструкция рухнула. Царь решил пригласить иностранных зодчих, и выписал из Италии известного болонского архитектора Аристотеля Фиорованти. Тот начал работу в 1475 году. Картели же Дионисия, куда входили, помимо самого мастера, некие «Коня, Ярец да поп Тимофей», выделили авансом 100 целковых. Когда фрески были написаны и пришли царь с боярами принимать работу, то, как пишет скупой на поэтические сравнения летописец, они, «видя многочудные росписи, мнили себя, аки на небесях стоящими…».

Сохранилось более двадцати настенных изображений мастера. Среди упоминаемых выше «Поклонения волхвов», «Похвалы Богородице» и других работ следует обратить внимание на фреску «Алексей, человек божий». Исследователи полагают, что этот образ является автопортретом художника. Нельзя пройти мимо иконы Дионисия, изображающей Страшный Суд. Писанная в атмосфере эсхатологических ожиданий 1492 года, эта картина полна внутреннего напряжения. Но многоярусная композиция, несмотря на сложность и перегруженность надписями, выглядит легко и изящно. Ужас сменяется ликованием: полупрозрачные образы ангелов попирают черные фигуры демонов.

 

#album_oldmasters

Дионисий Dionysius/Дионисий (ок. 1440 — после 1502), иконописец и живописец, один из величайших художников Святой Руси. Он расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря

Дионисий Dionysius/Дионисий (ок. 1440 — после 1502), иконописец и живописец, один из величайших художников Святой Руси. Он расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря

Дионисий Dionysius/Дионисий (ок. 1440 — после 1502), иконописец и живописец, один из величайших художников Святой Руси. Он расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря

Дионисий Dionysius/Дионисий (ок. 1440 — после 1502), иконописец и живописец, один из величайших художников Святой Руси. Он расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря

Дионисий Dionysius/Дионисий (ок. 1440 — после 1502), иконописец и живописец, один из величайших художников Святой Руси. Он расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря

Дионисий Dionysius/Дионисий (ок. 1440 — после 1502), иконописец и живописец, один из величайших художников Святой Руси. Он расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря

Источник


Добавить комментарий