Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Домик у горного озера», Йозеф Навратил

«Домик у горного озера», Йозеф Навратил 1840–1850-е. Холст, масло. Размер: 41,5x58, см. Ярославский художественный музейОбычно Йозеф Навратил вдохновлялся реальной природой, но писал картины уже

1840–1850-е. Холст, масло. Размер: 41,5×58, см. Ярославский художественный музей
Обычно Йозеф Навратил вдохновлялся реальной природой, но писал картины уже в мастерской — по натурным зарисовкам или по памяти. Исследователи причисляют пейзаж чешского художника «Домик у горного озера» к романтическому стилю. Йозеф Навратил передал сложные эффекты утреннего освещения: золотистую дымку над водой, мягкий свет на травянистой лужайке, отсветы солнца на пиках заснеженных гор. Освещенные части пейзажа написаны в теплых тонах. Затененные части озера и скал исполнены холодными серебристыми оттенками.
Известно, что с 1832 года он часто бывал за границей. По словам чешских публицистов, больше всех его манила Швейцария, хотя он бывал в Германии, Франции, Бельгии. Особенно художник любил Альпы: его интересовали водопады, горные озера, различные хижины и живописные уголки на фоне вершин.
Йозефа Навратила, как и всех романтиков, привлекали переходные состояния природы: утренний и вечерний свет, вода в спокойном или бурном состоянии. На протяжении многих лет Навратил украшал дворцы и особняки настенными росписями. Он работал как художник-декоратор по заказам чешской и немецкой знати. Мастер оформил интерьеры замка в Либехове, в замке Кленова возле Клатов, в Велких Иирнах, замок в Плосковице.
Современники любили его творчество, картины художника хранились во многих собраниях Праги. Но по-настоящему наследие Йозефа Навратила оценили лишь спустя полвека после его смерти — на выставке в Рудольфинуме в 1909 году. Там исследователи впервые собрали достаточно много произведений художника, чтобы оценить его наследие в целом. С тех пор он считается одним из столпов чешской живописи наряду с Йозефом Манесом.

.