Ёптель

это не вероятно, но факт!

Елена Андреевна Киселева (1878-1974)

 

Елена Андреевна Киселева (1878-1974) Родилась в Воронеже. Первые частные уроки рисования Елена Киселева получила у Михаила Пономарева, известного воронежского фотографа и художника. Затем

Родилась в Воронеже. Первые частные уроки рисования Елена Киселева получила у Михаила Пономарева, известного воронежского фотографа и художника. Затем училась в Воронежской рисовальной школе у Л. Г. Соловьёва. В 1896 году поступила на математический факультет Бестужевских курсов в Петербурге, но в 1898 году оставила курсы и поступила в Императорскую Академию художеств.

С 1900 занималась в мастерской И.Е. Репина. В 1903 году Репин поручает Елене и и еще одной своей талантливой ученице, Евгении Малешевской, работу над серией диорамой к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга.
В этом же году художница впервые едет в Париж. Напитавшись там новыми тенденциями и привнеся их в свои работы, она не находит поддержки у преподавателей. Тогда Елена берет академический отпуск и опять уезжает в Париж, где поступает в школу Эжена Каррьера.

В 1907 Е.А.Киселева заканчивает Академию и становится первой женщиной-художником , которой официально был предоставлено пенсионерство для обучения за границей. В 1908 — 1910 годах жила в Париже, посещала академию Р. Жюльена. В 1911 году путешествовала по Италии. Живя и работая в Европе, Елена Киселева принимала активное участие в выставках: она демонстрировала свои работы в экспозициях Нового общества и Союза русских художников, на международных выставках в Мюнхене (1909) и Риме (1911).

В 1909 году на Весенней выставке в Академии художеств портрет «Дома», где Киселева изобразила себя в интерьере своего парижского ателье, был удостоен премии имени А. И. Куинджи.
После Октябрьской революции , 1917 — 1920, жила в Одессе. В феврале 1920 года эмигрировала в Королевство СХС, где её новый муж получил работу в Белградском университете. В 1926 году они получили югославское подданство. Семья была обеспеченной, жила в собственном особняке.
«С переменами в жизни, в отрыве от близкой ей художественной среды Елена Андреевна по собственному ее признанию «давно перестала быть художницей и думать о себе как о таковой». <…> Репин, обеспокоенный творческой судьбой одной из лучших своих учениц, стараясь поддержать ее, писал: «А Вы, неужели бросили живопись Вот не верю. Вы слишком огромный талант, чтобы бросить. Еще обрадуете, надеюсь». На это Елена Андреевна отвечала с тоскливым чувством: «Писать счастье, наслаждение, а о каком наслаждении можем мы теперь думать». В новой для нее художественной среде Киселева не встретила себе должной оценки. «Со стороны сербских художников замечена не была здесь направление очень новаторское, а наша старая манера слабо ценится». Свои произведения Киселева экспонировала исключительно на русских выставках.
В своих воспоминаниях Елена Киселева писала: «Мой муж был слишком большим ученым, совершенно поглощенным своей наукой и своими работами, он не мог помогать мне в ведении хозяйства и в воспитании сына. Все было на мне. У нас много людей бывало, жили, что называется, открыто, но никто не интересовался художницей Киселевой».
Окончательную точку в своем творчестве Елена Киселева поставила после кончины сына: находясь на оккупированной немцами территории, Арсений вместе с женой в 1942 году попал в концлагерь. Два года спустя, после их возвращения в 1944 году, Арсений тяжело болел и вскоре скончался. «Портрет сына на смертном одре» последняя работа Елены Киселевой. Она держала рисунок у себя в комнате; по завещанию художницы, его сожгли после ее кончины, во время кремации. Художница ушла из жизни в возрасте 95 лет.

Возвращению наследия Елены Киселевой, новому открытию ее имени для истории русской живописи во многом способствовала искусствовед из Воронежа Маргарита Ивановна Лунева. При помощи Белградского музея национального искусства в 1967 году Лунева выяснила, что Елена Киселева-Билимович еще жива, и списалась с художницей; их переписка продолжалась до последних дней жизни художницы. Размышляя о своем наследии, Елена Андреевна передала большую часть своих картин городу, в котором она родилась в Воронежский музей изобразительных искусств. https://s-t-o-l.com/ultura/marusya/
https://v.com/album-61546782_243981462

 

Елена Андреевна Киселева (1878-1974) Родилась в Воронеже. Первые частные уроки рисования Елена Киселева получила у Михаила Пономарева, известного воронежского фотографа и художника. Затем

Елена Андреевна Киселева (1878-1974) Родилась в Воронеже. Первые частные уроки рисования Елена Киселева получила у Михаила Пономарева, известного воронежского фотографа и художника. Затем

Елена Андреевна Киселева (1878-1974) Родилась в Воронеже. Первые частные уроки рисования Елена Киселева получила у Михаила Пономарева, известного воронежского фотографа и художника. Затем

Елена Андреевна Киселева (1878-1974) Родилась в Воронеже. Первые частные уроки рисования Елена Киселева получила у Михаила Пономарева, известного воронежского фотографа и художника. Затем

Елена Андреевна Киселева (1878-1974) Родилась в Воронеже. Первые частные уроки рисования Елена Киселева получила у Михаила Пономарева, известного воронежского фотографа и художника. Затем

Источник