Ёптель

это не вероятно, но факт!

Фаюмские портреты

Фаюмские портреты Созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I-III веков считаются жемчужиной древней египетской живописи. Свое название они получили по месту первой

Созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I-III веков считаются жемчужиной древней египетской живописи. Свое название они получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.). В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно первоклассные памятники собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.
Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Эти портреты они прикрепляли к лицу мумии так, что из бинтов, ее окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека. Другими словами, из небольшого отверстия среди бинтов, как из окошечка, выглядывало реалистически изображенное лицо покойного.
Долгое время возникновение фаюмских портретов относили к эпохе Птолемеев (IVI века до н.э.), однако некоторые специалисты предполагали, что фаюмские портреты появились во время римского господства в Египте. Было и еще одно мнение что фаюмские портреты появились в первой половине I века нашей эры и существовали до IV века. В настоящее время окончательная датировка фаюмских портретов относится к 111 веку нашей эры.
Помимо чисто научного способа датировки портретов, время их исполнения помогли установить… прически. Мода на мужские и женские прически представляла в Римской империи вполне определенную величину. Эпоха правления каждого императора отмечалась новой модой в этой области, более того императрица или отдельная представительница императорского дома изобретали каждая для себя только ей свойственную прическу. Формы женских причесок в Египет привозились в виде моделей-головок. Если моды на мужские прически никогда не запаздывали, то модели тех или иных женских причесок в провинциях существовали гораздо дольше, чем в самом Риме. Это предположение ученых оказалось справедливым и для тех городов Фаюмского оазиса, которые не были центром Египта.
Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.
Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром). Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения.
Фон фаюмских портретов обычно всегда однотонный от различных оттенков коричневого и серого до голубовато-стального. Эта сочная, прозрачная, насыщенная светом тональность позднее сменилась блеклостью и мертвенностью условно трактованных портретов. Любой из фаюмских портретов, как бы живописен он ни был, остается ритуальным, связанным с мумией. Это обусловило и передачу возраста в фаюмской живописи смешанном греко-римско-египетском искусстве. Еще с эпохи Древнего царства в Египте существовали изображения юношей, людей среднего и преклонного возраста, и все же наиболее популярным видом изображения был некий вневозрастной, идеальный образ в большинстве случаев юный, с застывшей на лице улыбкой.

Фаюмские портреты Созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I-III веков считаются жемчужиной древней египетской живописи. Свое название они получили по месту первой

Фаюмские портреты Созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I-III веков считаются жемчужиной древней египетской живописи. Свое название они получили по месту первой

Фаюмские портреты Созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I-III веков считаются жемчужиной древней египетской живописи. Свое название они получили по месту первой

Фаюмские портреты Созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I-III веков считаются жемчужиной древней египетской живописи. Свое название они получили по месту первой

Фаюмские портреты Созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I-III веков считаются жемчужиной древней египетской живописи. Свое название они получили по месту первой

Фаюмские портреты Созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I-III веков считаются жемчужиной древней египетской живописи. Свое название они получили по месту первой

Фаюмские портреты Созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I-III веков считаются жемчужиной древней египетской живописи. Свое название они получили по месту первой

Фаюмские портреты Созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I-III веков считаются жемчужиной древней египетской живописи. Свое название они получили по месту первой

Фаюмские портреты Созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I-III веков считаются жемчужиной древней египетской живописи. Свое название они получили по месту первой

Фаюмские портреты Созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I-III веков считаются жемчужиной древней египетской живописи. Свое название они получили по месту первой

.