— швейцарский художник, имел отношение к группе «Наби».
Валлоттон родился в консервативной семье среднего класса в Лозанне. Учился в «Коллеж Кантональ», получив высшее образование в области классических исследований в 1882 году. В том же году он переехал в Париж, чтобы изучать искусство у Жюля Жозефа Лефевра и Гюстава Буланже в Академии Жюлиана. Он проводил много времени в Лувре, восхищаясь работами Гольбейна, Дюрера и Энгра, художников, которые оставались образцами для Валлоттона на протяжении всей его жизни. В 1885 году, в возрасте 20 лет, он написал портрет месье Урсенбаха, а также свой первый автопортрет, получивший почетное упоминание в 1886 году в Salon des artistes français. Приобрел европейскую известность своими ксилографиями, образцы которых находил в работах Рембрандта и Милле. Зимой 1888—1889 год Валлотон и его кузина отправились по Австрии и Италии. В 1890 году он возвращается в дом родителей и освоив технику акварели пишет большое количество пейзажей. С 1899 года всё больше занимался живописью. Был близок к группе «Наби» (Боннар, Морис Дени и др.) и Одилону Редону. В 1896 году издательство в Париже выпускает сборник Валлоттона «Женские этюды», а в 1898 году появился его сборник «Сокровенное», объединивший 10 ксилографий, которые изначально печатались в «Ревю Бланш». В 1900-х годах его выставки с триумфом прошли в Вене, Мюнхене, Цюрихе, Праге, Лондоне, Стокгольме, его работы выставлялись в Российской Империи (Москва, Петербург, Киев, Одесса), Нидерландах (Амстердам).
В 1899 году Валлоттон расстался со своей возлюбленной Элен Шатено и женился на Габриэль Родригес-Энрикес – дочери арт-дилера Александра Бернхайма, богатой молодой вдове с тремя детьми. Год спустя он, наконец, получил французское гражданство. Брак оказался удачным шагом для Валлоттона не только в социальном плане — он стал близок к аристократии, но и в творческом. У него появились новые возможности, благодаря регулярным выставкам, проходившим в галерее его тестя.
Несмотря на широту взглядов и многочисленные интересы Валлоттон предпочитал всем сюжетам портреты, обнаженные натуры, интимные и спокойные образы. Это домашние сцены, купающиеся женщины, портретные головы. Как раз в период перемен в личной жизни автор издает серию из десяти гравюр, посвященную интимным отношениям супругам (Intimités), с намеком на адюльтер и на неискренность со стороны хитрой и расчетливой женщины. Гравюры были опубликованы в La Revue Blanche.
Если весь период конца XIX века Валлоттон увлекался ксилографией и авангардом, то в начале ХХ столетия он сосредотачивается совсем на ином направлении. Это классическая масляная живопись с акцентом на реалистичных образах, обнаженной натуре, пейзажах, натюрмортах и интерьерах. Историки искусства сравнивают плоды этого периода с работами Энгра и Курбе.
Валлотон — плодовитый художник. Он писал в самых разных жанрах, в самых разных стилях. Его работы были тиражируемые, благодаря гравюре. В дневнике, который он вел с юности, отмечено, что всего им было создано 1602 картины и 237 гравюр. И это не считая статей, романов и пьес.
Художник написал три романа и восемь пьес, проектировал декорации, фотографировал и делал скульптуры. В своем самом известном романе «La vie meutrière» («Жизнь убийцы») главный герой, Жак Вердье, обладает силой, которая заставляет всех на его пути погибать в результате трагического несчастного случая. Валлоттон сам проиллюстрировал роман в мрачно-юмористическом стиле, который также встречается в отдельных гравюрах, таких как Убийство. Друг Валлоттона Вюйяр стал соучредителем театральной труппы под названием Театр де л’Ювр в 1893 году, для которой группа Nabi разрабатывала проекты декораций и программ. Позже Валлоттона вдохновило попробовать свои силы в качестве драматурга, и в 1904 году он написал пьесу «Un Homme très fort» («Очень сильный человек»).) была исполнена в театре Гран Гиньоль в Париже. В 1899 году Валлоттон приобрел фотоаппарат Kodak и начал снимать свое окружение: летние каникулы, домашние сцены и визиты к друзьям. Он начал использовать эти памятные записки для своих картин, работая с ними в студии и манипулируя композициями, создавая странные, вымышленные версии реальности. Он также некоторое время экспериментировал со скульптурой, создав небольшое количество бронзовых обнаженных натур в 1904 году.