Ёптель

это не вероятно, но факт!

Фредди Крюгер постковидной эпохи — РЕЦЕНЗИЯ на фильм “Астрал. Сомния”.

Фредди Крюгер постковидной эпохи - РЕЦЕНЗИЯ на фильм “Астрал. Сомния”. Мир на пике пандемии и изоляции. Люди в панике за свою жизнь и жизнь своих близких находятся на грани нервного срыва. Мэвис

Мир на пике пандемии и изоляции. Люди в панике за свою жизнь и жизнь своих близких находятся на грани нервного срыва. Мэвис мучают жуткие кошмары — и она обращается к старой подруге Моник, чтобы та немного скрасила ее одиночество и помогла вырваться из карусели страшных снов. Как можно понять, учитывая жанр фильма, это окажется не так-то просто.…
Начнем с небольшого предисловия, что картина, которая в русском прокате стала именоваться как «Астрал. Сомния», не имеет отношения к франчайзу “Астрал”. В оригинале ее название “The Harbinger”, что в одном из эпизодов фильма перевели как “Вестник”. Нельзя сказать, что в русской версии как-то сильно порушился авторский замысел, так что так и быть, оставим эту отсебятину на совести локализаторов.
Хорроры, действие которых относится к временам пандемии, на удивление не такой уж и частый гость на кино- и телеэкранах. Возможно, все дело в ПТСР: воспоминания о ковидных временах могут затрагивать глубинные слои психики, пробуждать старые страх, отчаяние и боль потери — более глубокие и более сильные, чем это требовалось бы для атмосферы хоррор-фильма без реалистично-драматической составляющей.
Режиссер (и сценарист) Энди Миттон («Дорога из желтого кирпича», «Мы продолжаем» и «Проклятый дом») очень хорошо играет с темами изоляции и беспомощности, которые царили в ковидный год. Маркеры эпидемии здесь — не маски и не требования держаться на расстоянии двух метров — они в отношениях между людьми, в новых привычках и ограничениях. И в уязвимости этих людей. Выход на улицу, в магазин за продуктами, встреча с прохожим — все это грозило смертельной опасностью не только самому человеку, но и его близким. Никто не мог быть уверен — не является ли он носителем вируса — самоощущение и окружающая реальность были обманчивы. Возможно, это покажется слишком пафосным и надрывно-трагичным, но именно на этих базисах неуверенности, враждебности абсолютно всего и нестабильности ощущений и начинает выстраиваться атмосфера картины.
“Астрал. Сомния” технически очень простой фильм. Десяток актеров, полдесятка локаций — и даже наличие сновидческой реальности не добавило в фильм вычурных съемок и крышесносящих эффектов. “Астрал. Сомния” по-хорошему душен, клаустрофобичен, тесен, узок и неуютен. Не очень опрятные персонажи, ободранная квартира Мэвис, дом-конура Моник — мир давит на запертых в изоляции людей, расшатывает их психологическое и психическое состояние, искажает реальность.
Даже кошмары Мэвис поначалу со стороны могут показаться… ну просто кошмарами, симптомами проблем с психикой, в общем, то, что требует лечения в клинике, а не обращения к демонологу. Однако Моник в доме у Мэвис начинает видеть те же самые сны — и руководствуясь постулатом Папы Дяди Федора, что “С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют”, девушки понимают, что творится что-то категорически не то.
“Не то” оказывается даже хуже, чем могут предположить себе поклонники хорроров о снах. Да, здесь, как и в десятках других, есть существо, которое проникает в сознание людей и вредит им — только делает это несколько иначе, чем тот же пресловутый Фредди Крюгер. Можно даже сказать, более элегантно.
И пусть даже демон выглядит немного банально — как Чумной Доктор, изображения которого были растиражированы во времена пандемии — именно в этой банальности и есть свой резон и даже маленький ключик, раскрывающий финальный поворот. Смертельная угроза берет в качестве своей маски персонификацию смертельной угрозы, которая, в свою очередь, использовала как раз-таки образ спасителя-врача.
Действие “Астрал. Сомния” развивается очень быстро. Моник (Гэбби Бинс) и Мэвис (Эмили Дэвис) постоянно делают новые шаги на пути осознания и постижения того, что с ними происходит. Постепенно динамика происходящего достигает своего пика — когда обе героини оказываются, фактически, в одинаковом положении — и режиссер начинает умело миксовать реальность и ирреальность происходящего, запуская своих персонажей в безумный психологический лабиринт ложных сутей.
События “Астрал. Сомния” должны были происходить именно во время пандемии — это не дань сиюминутной моде или попытке сыграть на уже упомянутых нами глубинных страхах. И дело даже не в том, что демон использует уязвимость людей в своих интересах, а в том, что параллели с реальными событиями таким образом сильны, как никогда. Пребывание в полусне-полуяви = туманность и спутанность сознания, которую отмечали те, кто переболел ковидом. А исчезновения людей = исчезновения в нашем окружении тех, кто умирал от болезни. Печальные параллели, которые, к счастью, дальше режиссер не стал развивать.
Итог: скорее жуткая, чем страшная, с сильной атмосферой картина. Увы, не обошлось без мутных мест в сюжете, без неряшливости в актерской игре и без кое-где откровенного инди. Однако это хороший и мощный, местами натуралистический хоррор, с которым можно ознакомиться и не пожалеть о потраченном времени.
Источник: horrorzone.ru

.