Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Геркулес на распутье», Умбрийско-сиенский мастер

«Геркулес на распутье», Умбрийско-сиенский мастер ок. 1505г. Холст, наклеенный на дерево, темпера. Размер: 67 х 156 см. Будапешт, Музей изобразительных искусствКак-то в своей речи софист Продик

ок. 1505г. Холст, наклеенный на дерево, темпера. Размер: 67 х 156 см. Будапешт, Музей изобразительных искусств
Как-то в своей речи софист Продик из Кеоса, друг Сократа и Платона, рассказал такую аллегорическую историю: когда совсем еще юный Геракл (Геркулес) сидел на распутье и размышлял, какую дорогу выбрать, к нему подошли две женщины Изнеженность и Добродетель. Изнеженность рисовала ему картины полной удовольствий жизни, Добродетель указывала на тяжелый путь служения людям и испытаний, ведущий к бессмертию и славе. Юный герой сознательно отверг легкий путь. С тех пор в языке появилось крылатое выражение «Геркулес на распутье» так говорят о человеке, оказавшемся перед трудным нравственным выбором, от которого зависит вся его дальнейшая судьба. А в живописи появился сюжет, к которому не раз обращались художники Возрождения да и более поздних эпох.
Большинство картин, посвященных этой теме, представляет Геркулеса в раздумье над выбором между Добродетелью и Грехом. Однако сиенский мастер выбрал неожиданное решение этой темы, которое он, вероятно, перенял с картины Рафаэля (Лондон, Национальная галерея), где главная фигура не Геркулес, а Сципион Африканский (у Рафаэля замена была вызвана тем, что заказчика картины звали Сципионом Боргезе); он погружен в сон, по обеим его сторонам изображены аллегорические женские фигуры. Автор будапештской картины возвращается к образу Геркулеса, использовав мотив сна. Рафаэль написал свою картину в 1504 или 1505 году; примерно в то же время создана и будапештская картина, принадлежащая кисти одного из представителей сиенской школы.
На этой картине к античной теме своеобразно примешиваются мотивы, взятые из христианской иконографии и светских художественных произведений конца средневековья. Добродетель изображена в головном уборе монахини, в ее саду бьет фонтан источник жизни, а фигура, символизирующая Грех, указывает на Сад любви.
Картина была написана на стенке сундука для приданого невесты, так называемом кассоне; в начале XX века Беренсон видел ее в сиенском Палаццо Сарачипи и счел произведением Маттео Балдуччи. Вновь картина была обнаружена в коллекции будапештского Музея изобразительных искусств Вилмошем Татраи, опознавшим ее по литературным источникам. Вопреки мнению многих исследователей, мы не мо- жем считать автором этой картины Балдуччи. Это имя упоминается в связи с Пинтуриккьо в одном сиенском документе, датированном 1509 годом. Позднее, в 1517 году, Балдуччи упоминается как ученик Содомы, а еще через тридцать лет в источниках из Читта делла Пьяве фигурирует ученик Перуджино с похожим именем. Вполне вероятно, что в документе от 1509 года упоминается о другом Балдуччи, не художнике; позднейшие же данные нельзя принимать в расчет по стилевым причинам.
В последнее время произведения, считавшиеся работами Балдуччи, частично приписываются художнику из Болоньи Амико Аспертини; однако трудно согласиться с тем, что будапештская картина принадлежит его кисти.
Взята из запасника Музея в 1971 году. Ранее находилась в будапештском собрании Антала Камписа. Выставлялась в 1973 году на выставке «Искусство Ренессанса в Европе» в будапештском Музее изобразительных искусств.

.