Ёптель

это не вероятно, но факт!

«ГОЛУБАЯ РОЗА»

 

«ГОЛУБАЯ РОЗА» Выставка и одноимённое объединение. 19021910Искусство вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть нельзя. Искусство едино, ибо единый его источник душа. Искусство

Выставка и одноимённое объединение. 19021910
«Искусство вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть нельзя. Искусство едино, ибо единый его источник душа. Искусство символично, ибо носит в себе символ вечного во временном. Искусство свободно, ибо создается свободным творческим порывом.» — писали «голуборозовцы» на страницах «Золотого руна»
Неформальное объединение, название получило по выставке 1907 в Москве. В более широком смысле  новаторское течение, стадиально предшествующее авангарду (фактически опережавшее на несколько лет). По мнению Малевича, именно голуборозовская «предельность» помогла самоопределиться авангардистам, противопоставив утончённому эстетизму и мистическому созерцанию «живопись как таковую».
Художники группы разрабатывали новый живописный язык в целях достижения большей выразительности символистской образности (образа-символа).
Группировка сложилась в 19021904 на основе дружеского кружка учащихся МУЖВЗ во главе с П.В.Кузнецовым («кузнецовский кружок», возникший после 1897). Её ядро составили П.С.Уткин, А.А.Арапов, М.С.Сарьян, С.Ю.Судейкин, скульптор А.Т.Матвеев, вскоре к ним присоединились И.А.Кнабе, В.П.Дриттенпрейс, А.В.Фонвизин, Н.П.Крымов, Н.Н.Сапунов, В.Д. и Н.Д.Милиоти, Н.П.Феофилактов, скульптор П.И.Бромирский. Первоначально в группу входил К.С.Петров-Водкин, в дальнейшем от неё отошёл.
В истории русского символизма отмечаются два этапа, так называемые две волны. Первая волна возникла на рубеже 1880-1890-х годов и являла собой стихийный неоромантический протест против прозы жизни и рационального восприятия мира. В своем стремлении прочь от современной реальности «старшие символисты» избирали каждый свой путь. Одни обращались к образам романтической литературы, другие — к древней истории, третьи — к религиозно-нравственным идеалам, многие пришли к театру. Все они мечтали изменить тем самым окружающий мир, создавая в работах свой, новый мир по законам высокого Искусства.( М. Врубель, В. Борисов-Мусатов, Л. Бакст, Н. Рерих, М. Нестеров, А. Головин, К. Богаевский, Е. Поленова и др.)
Вторая волна русского символизма «поднялась» в 1900-е годы. В отличие от первой она уже обрела очертания эстетической системы, характер художественного направления. Если каждый из «старших символистов» искал свой собственный путь отрыва от земли и обретения творческой свободы, свой стиль, свой индивидуальный образный язык, то деятельность «младосимволистов» была направлена на поиски неких общих принципов символистского искусства, устремлена на выработку особого, только символизму присущего изобразительного языка. Яркими выразителями этих тенденций в русском искусстве стали ученики и продолжатели начинаний Борисова-Мусатова, вошедшие в историю как художники «Голубой розы». Данное явление уникально в своем роде; оказавшись у истоков русского авангардного движения, оно сыграло в его судьбе важную роль. Содружество выросло из кружка творческой молодежи, сложившегося на рубеже XIX-XX веков в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Его участников объединяло желание сломать старую систему профессионального образования, основанную на натуралистическом подходе к задачам искусства, противопоставив ей живое, вдохновенное творчество. Их было шестнадцать человек. Лидерами сразу же стали молодые художники-саратовцы Павел Кузнецов и Петр Уткин. Именно они, имевшие самые тесные контакты с Мусатовым, и определили характер и стилистические особенности творческого метода всей группы.
Выставка «Голубая роза» (18 марта  29 апреля 1907. Мясницкая ул., дом Кузнецова) стала главной манифестацией группировки, наконец получившей имя. Участвовали в ней Арапов, Бромирский, Дриттенпрейс, Крымов, Кузнецов, Кнабе, В.Милиоти, Н.Милиоти, Матвеев, Н.П.Рябушинский, Сапунов, Сарьян, Судейкин, Уткин, Феофилактов, Фонвизин. Экспонировалось более 104 произведений живописи, графики и скульптуры (рисунки Фонвизина были помещены в каталоге без номеров). Финансировал выставку промышленник, издатель журнала «Золотое руно» и художник-любитель Рябушинский.
«Голубая роза» стала первой русской выставкой, экспоненты которой исповедовали единое эстетическое кредо. Современники отмечали её редкую цельность: «Выставка прежде всего заинтересовывает как выражение коллективного искания» (С.К.Маковский); это качество предваряло выставочную практику авангарда. Смысловой доминантой представленных работ было воплощение «несказанного» и «невыразимого». Почти отсутствовала натурная живопись (за исключением пейзажей Крымова), преобладали картины на отвлечённые сюжеты: мистические (Кузнецов, Уткин, Милиоти), ретроспективно-театральные (Сапунов, Судейкин), аллегорические (Арапов) или сказочные (Сарьян). Важнейшим стилевым качеством «Голубой розы» стал примитивизм; однако он принципиально отличался от будущего неопримитивизма авангарда. В искусстве «Голубой розы» это не установка на неклассические источники, а завершающая стадия модернизма с его «мифом истока», идеологемой возвращения к потерянному раю.
Символико-мистическое умонастроение воплотилось в особом голуборозовском стиле. Его отличала дематериализация как образов, так и самой живописи: «размытость» форм, «неясность» очертаний, тональная система, построенная на сближенных оттенках сильно разбелённого цвета, в основном холодной части спектра. В пределе голуборозовский символизм тяготел к отказу от изображения, то есть к беспредметности. Причём это тяготение ощутимо не только у «мистиков» (Кузнецова, Уткина), но и у декоративистов (Н.Милиоти).
Большое значение устроители выставки придавали её оформлению  цветовому единству живописи и интерьеров, выдержанных в серо-голубой гамме; гармонии зрительных впечатлений, запахов цветов и негромко звучащей музыки. Суггестивный характер воздействия этой «часовни для немногих» (С.Маковский), погружавшей посетителя в подобие медитации, выводил её за рамки обычных выставочных показов.
Это качество было понято и оценено современниками. Несмотря на ряд критических отзывов, выставка в целом была воспринята адекватно, в то время как первые выступления авангардистов обозначили начало конфронтации художников и общества. Здесь сказалось существенное различие искусства «Голубой розы» и авангарда: если первое находило новый язык для выражения уже сложившейся эстетической системы символизма, то второе нащупывало принципиально новые творческие стратегии.
С. К. Маковский в журнале «Золотое руно» писал: «Голубая роза»  красивая выставка-часовня. Для очень немногих. Светло. Тихо. И картины  как молитвы Когда войдешь в эту маленькую часовню, декорированную с умением старого вкуса, сразу чувствуешь, что голубая роза не только цветок теплицы, но весенний цветок мистической любви. Так далеко  и от суетной обыденности европейских сецессионов и от будуарной элегантности выставок Дягилева».

«ГОЛУБАЯ РОЗА» Выставка и одноимённое объединение. 19021910Искусство вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть нельзя. Искусство едино, ибо единый его источник душа. Искусство

«ГОЛУБАЯ РОЗА» Выставка и одноимённое объединение. 19021910Искусство вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть нельзя. Искусство едино, ибо единый его источник душа. Искусство

«ГОЛУБАЯ РОЗА» Выставка и одноимённое объединение. 19021910Искусство вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть нельзя. Искусство едино, ибо единый его источник душа. Искусство

«ГОЛУБАЯ РОЗА» Выставка и одноимённое объединение. 19021910Искусство вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть нельзя. Искусство едино, ибо единый его источник душа. Искусство

 

«ГОЛУБАЯ РОЗА» Выставка и одноимённое объединение. 19021910Искусство вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть нельзя. Искусство едино, ибо единый его источник душа. Искусство

«ГОЛУБАЯ РОЗА» Выставка и одноимённое объединение. 19021910Искусство вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть нельзя. Искусство едино, ибо единый его источник душа. Искусство

«ГОЛУБАЯ РОЗА» Выставка и одноимённое объединение. 19021910Искусство вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть нельзя. Искусство едино, ибо единый его источник душа. Искусство

«ГОЛУБАЯ РОЗА» Выставка и одноимённое объединение. 19021910Искусство вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть нельзя. Искусство едино, ибо единый его источник душа. Искусство

«ГОЛУБАЯ РОЗА» Выставка и одноимённое объединение. 19021910Искусство вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть нельзя. Искусство едино, ибо единый его источник душа. Искусство

«ГОЛУБАЯ РОЗА» Выставка и одноимённое объединение. 19021910Искусство вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть нельзя. Искусство едино, ибо единый его источник душа. Искусство

Источник