Ёптель

это не вероятно, но факт!

Хатшепсут — первая женщина-фараон (Правление Хатшепсут 14901468 гг. до н. э.) Тайна царицы и её архитектора.

Хатшепсут - первая женщина-фараон (Правление Хатшепсут 14901468 гг. до н. э.) Тайна царицы и её архитектора. В XIV веке до н. э. Египтом правила женщина, которая подобно ассирийской Семирамиде

В XIV веке до н. э. Египтом правила женщина, которая подобно ассирийской Семирамиде намеренно захватила власть, свергнув с престола своего мужа. Именно при ней страна достигла наивысшего расцвета. Звали ту царицу Хатшепсут, что значит «Находящаяся впереди благородных дам».
Она была дочерью третьего фараона XVIII династии Тутмоса I и царицы Яхмес. Еще юной девушкой Хатшепсут стала «Супругой Бога» верховной жрицей бога Амона, а потом ее выдали замуж по обычаю египтян за ее сводного брата, Тутмоса II, сына Тутмоса от наложницы. Тут надо сразу отметить, что имя «Тутмос» было обычным для фараонов Восемнадцатой династии: отца, мужа и пасынка Хатшепсут звали одинаково, и это даже породило путаницу в датировке.
Мужа молодая царица не любила и не уважала. Она была намного умнее и сильнее характером, нежели он и, по мнению многих ученых, фактически правила за него. Ее супруг не отличался ни особым умом, ни крепким здоровьем и умер после неполных четырех лет царствования, оставив Хатшепсут дочь по имени Нефрура. Как прежде ее мать, девочка носила титул «Супруги Бога». Кроме нее у Тутмоса от наложниц были сын, тоже Тутмос, и дочь Меритра. Этого Тутмоса и объявили фараоном после смерти отца, а Хатшепсут считалась при нем всего лишь регентшей. Но она недолго мирилась с таким положением дел!
Во время церемонии в храме верховного фиванского бога Амона жрецы, несшие тяжелую барку со статуей бога, внезапно устали и, чтобы передохнуть, опустились на колени прямо возле царицы. Случайно это произошло или было подстроено, мы не можем сказать, но честолюбивая царица тут же во всеуслышанье объявила этот эпизод знамением: сам Амон преклонил перед ней колени, избрав ее божественным правителем Египта.
Маленький Тутмос III был отправлен на воспитание в храм, а Хатшепсут объявлена фараоном под «хоровым», то есть царским именем именем Мааткара Хенеметамон.
Чтобы обосновать захват престола, Хатшепсут придумала целый миф о своем рождении, назвав себя дочерью Амона-Ра, который якобы вошел в спальню ее матери в образе ее мужа-фараона. Эта история была запечатлена в виде барельефов и текстов на стенах храма в Дейр-эль-Бахри, построенном визирем Сенмутом фаворитом царицы.
Но существовала одна трудность: фараон считался воплощением Гора на Земле. А Гор бог мужского пола. Как женщина Хатшепсут могла воплощать мужское божество, самые ученые жрецы так и не смогли до конца обосновать. Да и сама Хатшепсут не желала полностью отказываться от женской роли. Она называла себя прекраснейшей из женщин и отказалась от одного из царских титулов «Могучий бык».
Поэтому ее изображали то одетой по-мужски, с накладной бородкой, которую носили фараоны, в короне Нижнего и Верхнего Египта со священным уреем; то в виде стройной красавицы в обтягивающем платье, что было уже неприкрытой лестью: под конец жизни царица сильно располнела и страдала от артрита.
Ее дочь Нефруру так же часто изображали с накладной бородкой и локоном юности, как принца. Видимо, в ее лице Хатшепсут готовила себе наследницу; отношения с пасынком Тутмосом складывались не лучшим образом.
Желая достичь компромисса, Хатшепсут поженила Тутмоса и Нефруру, но судьба готовила ей удар: Нефрура умерла совсем молодой, не успев родить наследника. Женой Тутмоса стала вторая принцесса Меритра.
Тайна Хатшепсут и Сенмута
Еще одной загадкой царицы была ее личная жизнь. Эта загадка волнует некоторых даже больше, чем география неуловимого Пунта, архитектура чудесных храмов и даже таинственная смерть царицы вкупе с ее исчезнувшей мумией.
Хатшепсут, ставшая фараоном, в контексте своего статуса обрекла себя на безбрачие (выйти замуж она не могла, так как ритуально она была мужчиной, а жениться не могла, потому что мужчиной была все-таки ритуально). Но могла ли она лишить себя «сердечного счастья»
После смерти Тутмоса II правой рукой Хатшепсут стал Сенмут главный зодчий царицы. Сенмут руководил всеми строительными работами в Дейр-эль-Бахри, Карнаке и Луксоре, воплощая замыслы повелительницы в жизнь. Кроме того, Хатшепсут поручила Сенмуту образование своей первой дочери Нефрура, но та умерла в молодости (всего у царицы было две дочери Нефрура и Меритра). Был ли Сенмут фаворитом царицы
Этот человек был не только первым придворным архитектором «фараона Мааткара». Есть предположения, что Сенмут был беззаветно влюблен в царицу и что Хатшепсут в определенной степени отвечала на его чувства. Об этом говорит хотя бы то, что она позволила Сенмуту устроить себе тайную гробницу прямо под собственной усыпальницей. Возможно, этот факт намекает на нечто большее, чем просто деловые связи властелина и художника.
Правда, с уверенностью судить об истинных отношениях Хатшепсут с ее придворным архитектором трудно. Насколько глубока была их связь Этого мы точно не знаем и вряд ли когда-нибудь узнаем. Храмовые надписи хранят гробовое молчание. Одно время бытовала версия о том, что отцом дочери Хатшепсут Меритра (она стала впоследствии женой Тутмоса III и матерью фараона Аменхотепа II), возможно, и был фаворит царицы Сенмут.
Была ли способна Хатшепсут пойти на такой риск, подвергнув себя смертельной опасности Если бы связь царицы с «всего лишь архитектором» стала достоянием гласности, хотя бы среди знати, военный переворот был бы неизбежен, да и само жречество, поддерживающее царицу, могло бы законно низложить Хатшепсут за святотатство, обойдясь без яда или стрелы в спину.
Скорее всего, взаимная любовь Сенмута и правительницы не перешла за пределы платонической. Это подтверждает несколько фактов. Во-первых, после смерти Хатшепсут и восхождения Тутмоса III на трон Сенмут остался придворным архитектором, составившим для Тутмоса проекты двух его величайших строек древней плотины на Асуане, останки которой скрылись под водами Асуанского водохранилища, и древнего Суэцкого канала. Несомненно, что даже тайная, оберегаемая личной охраной Хатшепсут и преданным ей жречеством связь с Сенмутом неизбежно бы всплыла после ее смерти, и на архитектора обрушился бы гнев нового фараона. Но Сенмут, напротив, продолжил служить Тутмосу III, умер своей смертью и был похоронен со всеми почестями.
Однако возможность того, что их связь осталась тайной, или же что Тутмос III пощадил Сенмута, потому что ему просто нужен был талантливый архитектор, или что злоба и обида Тутмоса на Хатшепсут, узурпировавшую власть и отнявшую у него его законный трон, не распространилась на великого архитектора, виновного лишь в том, что он любил, пусть ничтожная, но сохраняется. Но мы никогда не узнаем достоверно тайну Великой любви Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут, Египет
архитектор Сенмут, 3,5 тысячи лет назад
Долина Дейр эль-Бахри («Северный монастырь», место названо по существовавшему здесь монастырю коптов), находится на дне природного каменного амфитеатра у подножия скалы.
Эта священная долина была посвящена богине Хатхор, божеству с многочисленными атрибутами, но также связанному с заупокойным культом фиванского некрополя.
В Дейр эль-Бахри было сооружено не менее трех храмов, расположенных вплотную один рядом с другим и посвященных соответственно фараонам Ментухотепу II, Хатшепсут и Тутмосу III.
Заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут в древности именовался Джесер Джесеру «Священнейший из священных». Он строился на протяжении 9 лет с 7-го (предположительно, 1482 до н. э.) по 16-й (1473 до н. э.) год правления царицы.
Известный архитектор Френк Ллойд Райт сказал как-то, что это единственное здание, где архитектор превзошел его в связи строения и природы.
Как и любой уважающий себя храм, он охраняется соколами (Хорус или Хор — бог неба и солнца в облике сокола, человек с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса) и сфинксами.
Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами.
В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма.
А венчал храм гигантский портрет самой Хатшепсут в виде сфинкса. Портрет Хатшепсут должен был быть виден с борта кораблей, плывущих вниз по Нилу (это была основная цель сооружения), поэтому место выбиралось специально под скалой — чтобы было за что крепить портрет.
Однако здесь мало что сохранилось, по многим причинам. Хатшепсут захватила трон после смерти ее мужа, фараона Тутмоса II. По идее фараоном должен был стать Тутмос III, но он в то время был еще совсем ребенком, и Хатшепсут узурпировала власть, став «регентшей». Она сразу организовала массивное строительство, которое продолжалось все время ее правления (около 15-и лет). Однако как только к власти пришел истинный наследник, он приказал немедленно разрушить все творения царицы.
Тутмос еще повел себя относительно по человечески, поскольку разрушенные скульптуры он не приказал полностью уничтожить, а закопать неподалеку от храма.
Правление же Хатшепсут было весьма полезным для Египта: она вела немного войн, зато много строила и приводила в порядок хозяйство страны, еще не полностью оправившееся от последствий набегов царей-пастухов.
Царица не только восстановила разрушенные завоевателями-гиксосами храмы, но и создала много новых. «Я восстановила то, что лежало в развалинах. Я воздвигла то, что оставалось неоконченным, с тех пор как азиаты были в Аваре, в Северной Стране, и среди них варвары, низвергая то, что было сделано, когда они правили в неведении Ра», писала Хатшепсут о своих деяниях.
Самыми красивыми считаются святилище Амона в Карнаке, прозванное Красным (оно знаменито гигантскими обелисками) и уже упоминавшийся храм в Дейр-эль-Бахри к западу от Фив, носивший название Джесер Джесеру «Священнейший из священных».
Тайна смерти и посмертные загадки Хатшепсут
Смерть Хатшепсут до сих пор тоже остается одной из загадок древнеегипетской истории. Ее мумия не идентифицирована. Не подтверждена также и версия, будто она была убита Тутмосом III. Умерла Хатшепсут, по всей вероятности, естественной, не насильственной смертью. Гробница с ее саркофагом была расхищена еще в древности и не содержала никаких останков, когда была открыта в новейшее время. Благодаря этому родилась легенда, что Хатшепсут и ее фаворит Сенмут оставили свое царство и скрылись (уж не в неведомую ли страну Пунт), когда перевес сил стал не в пользу царицы, чтобы не стать жертвами кровавой расправы. При этом было инсценировано мнимое погребение царицы, чтобы Тутмос III мог с полным правом занять престол.

Хатшепсут - первая женщина-фараон (Правление Хатшепсут 14901468 гг. до н. э.) Тайна царицы и её архитектора. В XIV веке до н. э. Египтом правила женщина, которая подобно ассирийской Семирамиде

Хатшепсут - первая женщина-фараон (Правление Хатшепсут 14901468 гг. до н. э.) Тайна царицы и её архитектора. В XIV веке до н. э. Египтом правила женщина, которая подобно ассирийской Семирамиде

Хатшепсут - первая женщина-фараон (Правление Хатшепсут 14901468 гг. до н. э.) Тайна царицы и её архитектора. В XIV веке до н. э. Египтом правила женщина, которая подобно ассирийской Семирамиде

Хатшепсут - первая женщина-фараон (Правление Хатшепсут 14901468 гг. до н. э.) Тайна царицы и её архитектора. В XIV веке до н. э. Египтом правила женщина, которая подобно ассирийской Семирамиде

Хатшепсут - первая женщина-фараон (Правление Хатшепсут 14901468 гг. до н. э.) Тайна царицы и её архитектора. В XIV веке до н. э. Египтом правила женщина, которая подобно ассирийской Семирамиде

Хатшепсут - первая женщина-фараон (Правление Хатшепсут 14901468 гг. до н. э.) Тайна царицы и её архитектора. В XIV веке до н. э. Египтом правила женщина, которая подобно ассирийской Семирамиде

Хатшепсут - первая женщина-фараон (Правление Хатшепсут 14901468 гг. до н. э.) Тайна царицы и её архитектора. В XIV веке до н. э. Египтом правила женщина, которая подобно ассирийской Семирамиде

Хатшепсут - первая женщина-фараон (Правление Хатшепсут 14901468 гг. до н. э.) Тайна царицы и её архитектора. В XIV веке до н. э. Египтом правила женщина, которая подобно ассирийской Семирамиде

Хатшепсут - первая женщина-фараон (Правление Хатшепсут 14901468 гг. до н. э.) Тайна царицы и её архитектора. В XIV веке до н. э. Египтом правила женщина, которая подобно ассирийской Семирамиде

.