Ёптель

это не вероятно, но факт!

Хелене Шерфбек финско-шведская художница, представительница модерна и золотого века финского искусства периода 1880-1910 годов

Хелене Шерфбек финско-шведская художница, представительница модерна и золотого века финского искусства периода 1880-1910 годов Биографы начала века склонны были представлять её как существо

Биографы начала века склонны были представлять её как существо хрупкое, неземное и бестелесное, но переписка и воспоминания сестёр так она называла своих подруг-художниц опровергают эту призрачность.
Хелене родом из семьи начальника железнодорожной мастерской. Мрачный отпечаток на всю ее жизнь наложил полученный в детстве перелом бедренной кости кость плохо и долго срасталась, в итоге одна нога её оказалась короче другой. Она не могла носиться по улице и играть в подвижные игры, и это повлияло на характер девочка стала замкнутой, закрытой. В одиннадцатилетнем возрасте Хелене начала изучать живопись. Для девочек из буржуазных семей это было частью необходимой образовательной программы наряду с рукоделием и музыкой, однако брак, отсутствие финансирования для женщин-художниц и общественные предрассудки обычно становились препятствием в их творческом развитии. Впрочем, именно в это время женщины решительно штурмуют финский художественный Олимп, не желая мириться с участью хранительниц очага.
Творческий путь Шерфбек на какое-то время был прерван трагедией умер отец, оставив вдову с двумя детьми. Семье пришлось перебраться в провинцию. Но именно здесь Хелене познакомилась с Адольфом фон Беккером в его академии она продолжила учиться живописи и впоследствии отзывалась с благодарностью о своих первых учителях. В годы учёбы она знакомится со своей тёзкой Вестермарк их близкая дружба продлится почти всю жизнь.
Девушка была очень успешна в обучении, хотя выбор тем смущал преподавателей. Она, стремясь выйти за рамки женской тематики, писала масштабные полотна с натуралистичными батальными сценами. В 1880 году Хелене получила стипендию от Правительственного сената и отправилась в Париж, затем посетила Бретань, работала в Англии. Стремительно развивающееся французское искусство наложило отпечаток на творческую манеру Хелене, но на родине её эксперименты считали неприлично радикальными. Кроме того, за границей художница по заданию финского Общества любителей искусства выполняет этюды-репродукции с картин ренессансных художников, у которых перенимает условность изображения и сложный колорит.
В 1890-х годах в её творчестве наступает пауза. Хелена начинает преподавать в художественной школе Общества любителей искусства, и это серьёзно сказывается на её здоровье. Преподавание психологически выматывает Шерфбек, и Хелене постоянно вынуждена брать отпуск по болезни. В конце концов она находит в себе силы бросить занятие, которое мешает ей заниматься искусством.
Вместе с матерью Хелене уезжает в провинцию, где снова обретает радость рисования. Уединение семейства Шерфбек прервал торговец предметами искусства Стенман. Он был потрясён работами художницы и в 1917 году организовал персональную выставку. После смерти матери спокойно работать Хелене мешала слава. Она начинает общаться с молодыми художниками, критиками и поклонниками ее творчества, снова ездит за границу, где изучает творчество постимпрессионистов. В её работах постепенно исчезает цветность, изображение строится из вспышек света и глубокой тени, полотна и графика становятся всё более аскетичными. В художественных кругах Финляндии Шерфбек не находила понимания, её критиковали то за излишний натурализм, то за грубость и некрасивость рисунков.
Удивительно, но даже личная жизнь Хелене была разрушена непониманием и общественными предрассудками, а ведь художница придерживалась достаточно традиционных представлений о семье и браке. Мать её возлюбленного настояла на расторжении помолвки, решив, что хромота девушки следствие туберкулёза. Хелена мечтала усыновить ребенка но и здесь столкнулась с осуждением.
В 1925 году переехала в Таммисаари, где писала в основном натюрморты и перерабатывала свои старые работы. Часть её произведений этого периода выполнена в технике литографии, которую художница освоила в возрасте 75 лет.
В начале Зимней войны между СССР и Финляндией она перебралась в одну из финских деревенек, где провела около года. В 1944 году уехала в Швецию, где и скончалась 23 января 1946 года.

Хелене Шерфбек финско-шведская художница, представительница модерна и золотого века финского искусства периода 1880-1910 годов Биографы начала века склонны были представлять её как существо

Хелене Шерфбек финско-шведская художница, представительница модерна и золотого века финского искусства периода 1880-1910 годов Биографы начала века склонны были представлять её как существо

Хелене Шерфбек финско-шведская художница, представительница модерна и золотого века финского искусства периода 1880-1910 годов Биографы начала века склонны были представлять её как существо

Хелене Шерфбек финско-шведская художница, представительница модерна и золотого века финского искусства периода 1880-1910 годов Биографы начала века склонны были представлять её как существо

Хелене Шерфбек финско-шведская художница, представительница модерна и золотого века финского искусства периода 1880-1910 годов Биографы начала века склонны были представлять её как существо

Хелене Шерфбек финско-шведская художница, представительница модерна и золотого века финского искусства периода 1880-1910 годов Биографы начала века склонны были представлять её как существо

Хелене Шерфбек финско-шведская художница, представительница модерна и золотого века финского искусства периода 1880-1910 годов Биографы начала века склонны были представлять её как существо

Хелене Шерфбек финско-шведская художница, представительница модерна и золотого века финского искусства периода 1880-1910 годов Биографы начала века склонны были представлять её как существо

Источник