Ёптель

это не вероятно, но факт!

Ход и перспективы разработки истребителя F-X (Япония)

Ход и перспективы разработки истребителя F-X (Япония) Япония планирует создать собственный истребитель следующего поколения F-X, который в будущем заменит часть имеющейся техники. Проектные

Япония планирует создать собственный истребитель следующего поколения F-X, который в будущем заменит часть имеющейся техники. Проектные работы стартовали в конце прошлого года, и до первого полета еще далеко. Кроме того, реальные перспективы проекта все еще остаются под вопросом. Однако уже известно, что хочет заказчик в лице Воздушных сил самообороны (ВСС), и каким может быть новый самолет.
Организационные вопросы
Военное и политическое руководство Японии приняло принципиальное решение о создании собственного истребителя 5 поколения в середине двухтысячных годов. Тогда США отказались экспортировать новейший самолет F-22, и японские военные настояли на необходимости разработки аналогичной машины. Вскоре стартовали соответствующие исследования и эксперименты.
В течение нескольких лет были проведены необходимые исследования, после чего компания Mitsubishi Heavy Industries (MHI) разработала и построила опытный самолет X-2. Летные испытания этой машины прошли в 2016-18 гг. и показали необходимость перезапуска всей программы. Наработки по X-2, при всех их преимуществах, не позволяли создать самолет, способный нести службу в течение нескольких следующих десятилетий.
Программу F-X перезапустили в 2018 г. ВСС получили несколько заявок от японских и иностранных компаний, а затем выбрали подрядчика. В том же году объявили, что ведущая роль в проекте останется за японскими организациями, в т.ч. MHI. При этом планировалось привлечь зарубежные компании, имеющие необходимый опыт разработки авиационной техники и ее компонентов.
В ноябре 2020 г. компания MHI получила официальный заказ ВСС Японии на проведение проектных работ с последующим строительством опытной техники и запуском серийного производства. По условиям договора, серийные самолеты начнут поступать в войска к середине тридцатых годов. Стоимость программы оценена в 1,4 трлн иен (порядка 12,75 млрд долл. США). Цена серийного самолета будет в пределах 20-30 млрд иен (180-270 млн долл.)
Основные работы по F-X выполнит японская MHI, которой предстоит взаимодействовать с локальными и иностранными субподрядчиками. Ранее сообщалось, что американскую компанию Lockheed Martin, имеющую большой опыт в сфере стелс-технологий, могут привлечь к разработке малозаметного планера. В начале июля появились новости о разработке перспективного двигателя силами японской IHI Corp. и британской Rolls-Royce. Предполагается совместная работа и по другим компонентам.
Потребности заказчика
На протяжении нескольких последних лет Минобороны Японии неоднократно оглашало те или иные пожелания к будущему F-X. Кроме того, в прошлом году был показан предполагаемый облик самолета. Будут ли все эти данные соответствовать реальному истребителю будущего, неясно. По мере проработки проекта, могут измениться как общий облик, так и требования заказчика.
Единственное доступное изображение F-X показывает самолет интегральной схемы с заостренным носом, стреловидным крылом с развитыми наплывами и двухплоскостным хвостовым оперением. Силовая установка включает два пока не разработанных двигателя; воздухозаборники помещены под наплывами крыла. Внутри планера разместят грузоотсек для боевой нагрузки.
Аэродинамический облик и внешние обводы самолета определяются с учетом достижения сверхзвуковых скоростей полета, высокой маневренности для ближнего боя и сокращения радиолокационной заметности. При этом точные характеристики такого рода не называются.
В 2019 г. корпорация IHI впервые опубликовала данные по перспективному турбореактивному двигателю XF9-1. На тот момент расчетная максимальная тяга достигала 11 тыс.кгс, форсажная – 15 тыс.кгс. F-X должен иметь два таких двигателя, которые дадут ему высокие летные характеристики. При этом параметры двигателей позволяют определить примерную массу самолета, т.к. весовые характеристики пока не называли.
Специально для F-X компания MHI разрабатывает перспективную РЛС с АФАР. Также самолет получит развитый прицельно-навигационный комплекс с возможностью интеграции разнообразных систем и датчиков. ПрНК должен будет собирать и обрабатывать всю информацию от систем самолета и из внешних источников. Предъявляются высокие требования к возможностям по обнаружению воздушных целей, т.к. истребителю F-X предстоит противостоять малозаметным иностранным самолетам.
Неоднократно упоминалось, что сетевые возможности являются одним из ключевых нововведений проекта и будут в большой мере определять боевые качества самолета. Истребитель F-X должен будет взаимодействовать с наземными и воздушными командными пунктами, обмениваться данными с другими самолетами и т.д. В будущем планируется создавать новые типы тактических БПЛА среднего и тяжелого класса, которые смогут взаимодействовать с пилотируемыми самолетами. В такой системе именно F-X будет отвечать за управление.
Сообщалось о возможности создания одно- и двухместной версии истребителя. Оборудование кабины постоят с применением ЖК-экранов; возможно применение полноценных нашлемных дисплеев «дополненной реальности». Развитый автоматизированный ПрНК возьмет на себя часть задач и разгрузит экипаж. Рассматривается возможность превращения пилотируемого F-X в тяжелый БПЛА с широкими боевыми возможностями. Самолеты с экипажем и без него будут работать в одном звене.
Номенклатура совместимых вооружений не раскрывается. По всей видимости, F-X сможет нести современные и перспективные средства поражения для борьбы с воздушными и наземными / надводными целями. Часть вооружений будет перевозиться во внутреннем отсеке для снижения заметности. Упоминались требования по созданию комплекса РЭБ и бортового комплекса обороны. При помощи помех, электромагнитного и инфракрасного излучения они будут защищать самолет от обнаружения или попадания ракет.
Планы и проблемы
Согласно текущим планам, ближайшие годы будут потрачены на проведение оставшихся исследований, разработку проекта и отработку отдельных решений. В 2024-25 гг. компания MHI должна начать строительство первого опытного образца. Летные испытания начнут не позднее 2028 г., и они продлятся в течение нескольких следующих лет. Параллельно будет осуществляться подготовка серийного производства.
Первые серийные F-X планируется передать в состав ВСС Японии к 2035 г. Они рассматриваются в качестве перспективной замены для имеющихся F-2. Последние за счет ремонтов и модернизаций пока будут оставаться в строю, но в середине тридцатых их начнут списывать в связи с моральным и физическим устареванием.
Удастся ли уложиться в такой график – неизвестно. Япония имеет некоторый опыт в строительстве и модернизации современных самолетов, а кроме того, может рассчитывать на зарубежную помощь. Это располагает к оптимизму и позволяет ВСС надеяться на своевременное выполнение необходимых работ. В то же время, речь идет о самолете нового поколения, основанном на ряде современных и перспективных технологий. Разработка такой машины, даже при помощи развитых стран, не будет простой.
Некоторые риски связаны со стоимостью программы. Дело в том, что F-X окажется едва ли не самым дорогим современным проектом Сил самообороны – с неясными перспективами. Разработку и строительство необходимого числа самолетов оценивают в 1,4-1,5 трлн иен. При этом пока нельзя исключать возможность дальнейшего роста стоимости программы. Для сравнения, военный бюджет на 2021 ф.г. составляет 5,33 трлн иен.
Даже с учетом того, что работы будут оплачиваться частями в течение нескольких лет, программу могут посчитать чрезмерно сложной и дорогой. Вопрос цены и трат давно обсуждается в прессе и в официальных кругах, причем в негативном ключе. В будущем это может привести к пересмотру бюджета программы и к соответствующим изменениям в организации, требованиях и графике.
Неопределенное будущее
В отдаленном будущем ВСС Японии желают отказаться от устаревающих истребителей 4 поколения одного из наличных типов и заменить их новыми самолетами следующего поколения. Более того, перспективный F-X собираются разработать самостоятельно, хотя и с помощью зарубежных стран. В силу разных причин пока рано предсказывать однозначный успех или провал такой программы.
Имеет место целый ряд факторов, способных изменить ситуацию к лучшему или к худшему, и их точный баланс пока не ясен. Япония располагает частью необходимых технологий и компетенций, но не имеет опыта в создании современных истребителей. Она может рассчитывать на зарубежную помощь, но ее объем и особенности пока не определены. Также продолжаются споры вокруг стоимости программы и целесообразности ее проведения.
Удастся ли выполнить все планы по обновлению тактической авиации – покажет время. Если программа F-X завершится успехом, Японии в отдаленном будущем удастся обновить свою тактическую авиацию и получить по-настоящему современный самолет. В противном случае ей придется пересматривать план закупок техники и искать некую альтернативу, вероятно, зарубежного производства. Впрочем, будут приложены все усилия, чтобы этого не произошло.

.