Один из самых ярких мастеров итальянского Ренессанса прожил всего тридцать семь лет, не сумев преодолеть критический для гения возраст, но спустя сотни лет его искусство остается завораживающим, дерзким и порой пугающим. Франческо Пармиджанино прославился тем, что умел написать особенную, иррациональную красоту – искаженно, сложно, часто за гранью реальности.
Имя, под которым художник вошел в историю, дало ему название родного города – Пармы – как, кстати, и сыру пармезан, изобретенному здесь еще до рождения художника. А прозвище «пармиджанино» закрепилось именно в такой, уменьшительной форме, вероятно, потому, что его обладатель рано проявил себя, удивляя молодостью и мастерством.
Главная перемена судьбы Пармиджанино произошла в 1524 году, когда он вместе со своими дядями прибыл в Рим. Там Пармиджанино знакомился с творениями уже признанных гениев, продолжая при этом собственные занятия живописью и графикой.
В 24 года Пармиджанино обосновался в Болонье. Его творчество в «болонский» отличается отвлеченностью, стремлением к некоему недостижимому идеалу красоты. Позже он вернулся в родную Парму.
Пармиджанино выработал собственный стиль, суть которого заключалось в нарушение привычной для Ренессанса гармонии композиции, разрушение правдоподобия видимых предметов и персонажей, искажение пропорций. Художник выносил за границы реальности или свет, или цвета, или перспективу. Характерная особенность портретов кисти этого живописца – завораживающий, часто двусмысленный взгляд персонажей картин.
Примерно с 1530 годом связывают начало увлечения Пармиджанино алхимией. В те годы художник был увлечен офортами – гравюрами на металле, и трудно сказать наверняка, это ли явилось причиной возникновения интереса к алхимическим превращениям, или же постоянные эксперименты с кислотами и способами травления металлических пластин были вызваны как раз близостью к этой внезапной страсти.
В XVI веке алхимия считалась вполне законным занятием, правда, собиравшим вокруг себя значительное число скептиков, тех, кто не верил в возможность превращения одного вещества в другое и осуждал фанатизм, с которым алхимики проводили свои опыты. По мнению Вазари, художник понапрасну тратил на опыты и свой талант, и жизнь. Алхимия, магия, мистические взгляды на мироздание стали, по свидетельству современников Пармиджанино, главным смыслом его жизни.
К сожалению, современные историки обладают довольно скудным количеством свидетельств современников Пармиджанино о его жизни. Из «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари известно, что «в конце концов Франческо, все ещё увлекаясь этой своей алхимией, превратился из человека изящного и приятного в бородатого, с волосами длинными и всклокоченными, почти дикого, совсем не такого, каким был раньше».
Пармиджанино скончался в 1540 году в городе Казальмаджоре, по всей видимости, отравившись парами ртути, которую он активно использовал в своих экспериментах по алхимическим превращениям. Согласно его воле, похоронили художника без одежды, на грудь возложив крест.