История появления общественных омнибусов в Вятке (Кирове)

К началу прошлого века численность населения Вятки (нынешнего Кирова) составляла 25 тысяч жителей, что по тем временам позволяло считать город довольно крупным. Из одного конца города в другой можно было добраться даже пешком, но это отнимало бы слишком много времени, а с не пустыми руками задача выглядела и вовсе невыполнимой. Остро встал вопрос о необходимости организации некоего общественного транспорта, тем более, что даже в российских городах покрупнее он давно уже существовал.

Первое реальное предложение поступило в городскую думу еще в 1908 году. Группа вятских купцов предложила за собственные деньги построить в городе конку – прототип нынешнего трамвая. Хотя на данный момент этот вариант кажется не самым логичным в плане затратности, нужно помнить, что в те времена никакого промышленного производства автобусов не существовало, и центральный таксопарк, обеспечивающий услуги индивидуальной перевозки пассажиров в современном Кирове, тоже должен был появиться только спустя десятилетия – машины были слишком дорогим удовольствием. Таким образом, по тем временам конный трамвай выглядел единственным адекватным способом перевозки людей по городу, но городские депутаты почему-то не согласились с предложением, посчитав его нереализуемым.

Тем не менее, городской транспорт в Вятке появился весьма скоро – уже в следующем году. Некая госпожа Пекарская предложила другой вариант – раз господа депутаты не хотят строить в городе конный трамвай, можно запустить конный автобус, он же омнибус. Выглядел он как карета, рассчитанная на 8 пассажиров, но не предполагал строительства каких-либо отдельных путей. Маршрут определялся четко и недвусмысленно, он проходил от центра города к двум вокзалам.

После жарких и длительных споров городская дума все же дала согласие на запуск такого транспорта, и он начал действовать. Прокатиться по маршруту от центра до вокзала можно было за 12 копеек – не так уже дешево, но все же доступно для многих слоев населения, особенно если не баловаться таким каждый день. Для учащихся действовал льготный тариф – они могли ездить за полцены. Проезд в пределах одной остановки, в отличие от правил современного городского транспорта, стоил дешевле – всего 4 копейки.

Хотя Вятский омнибус был первым шагом на пути прогрессу, он, видимо, оказался преждевременным. Спустя всего год после запуска омнибуса его основательница, госпожа Пекарская, стала банкротом, и для покрытия долгов была вынуждена продать весь транспорт.