История одного шедевра. Автопортрет. Антонис ван Дейк

 

История одного шедевра. Автопортрет. Антонис ван Дейк 1613г. дерево, масло. Размер: 25.8×19.5 см. Музей истории искусств, ВенаВ 1613-м году 14-летний вундеркинд Антонис, сын фламандского

1613г. дерево, масло. Размер: 25.8×19.5 см. Музей истории искусств, Вена

В 1613-м году 14-летний вундеркинд Антонис, сын фламандского торговца шёлком Франса Ван Дейка, написал маслом на дереве небольшой автопортрет и это потрясающая вещь! Дело не только в зрелой технике, в той превосходной степени мастерства, которая не всегда даётся и вдвое старшим художникам. Гораздо сильнее впечатляет выражение лица подростка в нём виден ум, самоуверенность и вызов. Это лицо человека, который уже в в столь юном возрасте знает: ему дано от природы слишком много и он ещё всем покажет! Во взгляде читается и честолюбие, и самоуверенность. Согласитесь, уже видно, что этот мальчик слеплен из особого теста.

Ван Дейк явно был вундеркиндом. Его успехи замечены. В 18-летнем возрасте его принимают в гильдию св. Луки, которая объединяла художников. Только в рамках этой гильдии художник имел право принимать заказы и получать за них деньги. А приняли его в гильдию благодаря серии потрясающих работ. По словам современников 20-летний Ван Дейк писал с тем же мастерством, что и зрелый Рубенс. Он пишет портреты аристократов, отличающиеся невероятным мастерством. Как будто оно с неба на него свалилось. Такого уровня иные художники достигают к 40 годам.

 

Автопортретов Ван Дейк оставил больше, чем кто-либо из его современников. Тут с ним не мог тягаться даже Рубенс. Пожалуй, только Рембрандт так же часто фиксировал собственный облик, как и Ван Дейк. Но искусствоведы скептически говорят, что мотивом Ребрандта было «Познай самого себя», тогда как в творчестве Ван Дейка «Прославь самого себя»; первый писал автопортреты ради самоанализа, а второй из тщеславия. Ван Дейк на портретах предстаёт человеком с тонким и нервным лицом, с тщательно завитыми рыжими волосами и ухоженной эспаньолкой, с красивыми длинными пальцами и вызовом в глазах, в роскошной одежде и изысканно-небрежных позах. И, несмотря на кажущуюся рисовку, художник не лжёт: он был именно таким.

Ван Дейк стал величайшим портретистом. Что само по себе феноменально. Так как в этом жанре мало известных имён. По одной простой причине.
Портретист вынужден угождать заказчику. А в таких тисках мало кому удаётся привнести что-то своё. А уж тем более повлиять на развитие живописи.
Ван Дейку удавалось и то, и другое. И заказчики были довольны. И имя он своё прославил на много поколений вперёд. Потому что он поднял планку на следующий уровень.
Теперь уважающий себя художник не имел права изображать неподвижных кукол. Отныне в глазах каждой модели обязан читаться характер. Как это делал гениальный Ван Дейк.

О других шедеврах по тегу

Источник


Добавить комментарий