Ёптель

это не вероятно, но факт!

История одного шедевра. «Баба с лошадью», Валентин Серов

 

История одного шедевра. «Баба с лошадью», Валентин Серов 1898 г. Бумага на картоне, пастель. 53x70 см. Государственная Третьяковская галерея, МоскваДеревенская Россия одна из излюбленных тематик

1898 г. Бумага на картоне, пастель. 53×70 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Деревенская Россия одна из излюбленных тематик в творчестве Серова. Ему всегда удавалось точно воспроизвести повседневность крестьянской жизни, показать трудовые будни крестьян. Художник не тяготил к воспроизведению подчеркнутой убогости деревни или приукрашенной природы: он смотрел на деревню с точки зрения реалиста. Но деревенские картины Серова наделены нотами нежности и сердечности. Выдающийся мастер карандашного рисунка превосходно владел и самыми разнообразными техниками цветной графики — сангиной, акварелью, пастелью. В таких техниках исполнено большинство пейзажей и деревенских жанровых сцен Серова.

В конце 1890-х начале 1900-х годов Валентин Серов пишет цикл деревенских пейзажей, желая показать скромную поэзию русской деревни, и называет его «Крестьянский Серов». Для своих картин живописец всегда выбирал то, что ему было ближе всего. Многие картины навеяны впечатлениями, связанными с жизнью художника в Домотканове, имении его друга В.Д.Дервиза. Именно здесь и была создана пастель «Баба с лошадью» — одно из лучших произведений «крестьянского» Серова.

Своим мажорным, оптимистическим звучанием «Баба с лошадью» выделяется среди других крестьянских жанров Серова. Здоровьем и добротой искрится улыбка молодой женщины, светятся на фоне снега теплые, звучные пятна: красный платок, рыжая шуба деревенской красавицы, темно-коричневая мохнатая грива смирной крестьянской лошаденки.

 

В центре картины находится молодая русская девушка с красными от мороза щеками и задорной улыбкой. Она держится за уздечку своей лошади, которая заметно обросла, и её грива спадает на глаза.
Серов писал картину в настоящий мороз. В такую погоду работать масляными красками невозможно Серов принял решение отложить краски и взяться за пастель. Как рассказывал художник, ему хотелось отразить в картине радостное ощущение русского мороза, который сильно румянит щеки, и заставляет лошадь прижаться к своей хозяйке.

Серов писал картину не в одиночестве: еще в начале работы его окружили крестьяне. Хватало всего несколько штрихов, чтобы крестьяне начинали выкрикивать названия того, что видели на пастели: нос, губы, платок. Жители деревни до самого конца наблюдали за работой художника и удивлялись тому, как Серов владеет мастерством рисунка. Казалось, достаточно взять карандаш, чтобы также реалистично изобразить окружающее. Серов не раз признавался, что не критики заставляют его гордиться своими работами, а крестьяне и их одобрение.
Прошло уже много лет, а «Баба с лошадью» Серова по сей день отражает правдивость деревенской жизни в морозную русскую зиму.

О других шедеврах по тегу

Источник