Ёптель

это не вероятно, но факт!

История одного шедевра. «Дикая охота», Петер Николай Арбо

История одного шедевра. «Дикая охота», Петер Николай Арбо 1872г. Масло, холст. Размер: 83х165 см. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло, Норвегия Одна из самых известных

1872г. Масло, холст. Размер: 83х165 см. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло, Норвегия
Одна из самых известных картин норвежского художника, в основе сюжета которой лежит скандинавский миф о Дикой Охоте. Петер Николай Арбо назвал картину «sgrdsreien», что скорее переводится как «Набег Асгарда», но во всем мире она известна больше как «Дикая охота».
В скандинавской мифологии Асгард это небесная Обитель богов. Как известно, древние языческие боги не отличались моральными устоями, а пили, кутили, поощряли войну и вообще развлекались как могли. А богини и мелкие божества зачастую и вовсе были женщинами с низкой социальной ответственностью.
Миф о Дикой охоте известен в Европе повсеместно, но в разных регионах он звучит несколько по-разному. Поздней осенью и зимой обитатели Асгарда спускаются на Землю и устраивают охоту с криками, визгами и всей их нечеловеческой бесноватостью. А охотятся они из спортивного интереса за непорочными девами, нимфами и вообще за теми, кто такое мероприятие как охота не уважает. В охоте принимают участие валькирии, феи, низшие боги Асгарда, а также души умерших в особенности тех, кто при жизни пьянствовал, распутствовал и самоубился. Кстати, в славянской мифологии Охота тоже отметилась в Польше и Чехии она, например, называется Дикий гон или Дикий лов.
Кто же стоит во главе всего этого безобразия Версии разнятся. Самая распространённая, описанная в том числе собирателем мифов Якобом Гриммом (одним из двух известных братьев), что предводителем является бог Вотан или Один, которого Якоб описал как «Податель всех благпотерявший всякие моральные принципы, узнаваемые черты и вобравший в себя тёмную сокрушительную силу Призрак и дьявол». Одина часто сопровождают вороны Хугин и Мунин.
Другой распространённой версией является то, что всем командует фрау Хёлле или Хёльда богиня плодородия и женского начала (не стоит забывать, что женское начало в средневековье ассоциировалось с непостоянством и хаосом). В некоторых регионах её также называют Бертой. Есть версия, что изначально на картине Арбо предводительницей являлась именно она, а Одина Петер вписал позднее, под влиянием товарищей.
Также в главари часто записывали местных правителей Карла Великого, Барбароссу и всевозможных шведских королей.
На картине изображено два источника света: снизу холодный лунный свет создаёт атмосферу тревоги и символизирует надвигающуюся опасность, справа тёплый золотой свет Асгарда символизирует торжество небес. Но небеса тут надо понимать в сугубо языческом смысле как обитель богов. Стоит обратить внимание также на нехарактерный приём 19-го века в живописи заваленный горизонт. Он уравновешивает линию, создаваемую группой фигур и добавляет динамики композиции. Передние всадники, понятно, тоново выделены на передний план, что не скажешь об Одине думаю, это может служить лишним подтверждением версии о том, что он был написан позднее.

.