Ёптель

это не вероятно, но факт!

История одного шедевра. «Корабль дураков», Иероним Босх

 

История одного шедевра. «Корабль дураков», Иероним Босх 1490-е. Дерево, масло. Размер: 57.8×32.5 см. Лувр, ПарижОдна из наиболее известных картин нидерландского художника, скорее всего была

1490-е. Дерево, масло. Размер: 57.8×32.5 см. Лувр, Париж
Одна из наиболее известных картин нидерландского художника, скорее всего была верхней частью створки не сохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория чревоугодия и сладострастия». Впрочем, за несколько веков «самостоятельного плавания» осевший в луврской гавани «Корабль дураков» Босха стал восприниматься и толковаться как вполне самостоятельное произведение.
Мысль о том, что «Корабль дураков» не отдельное произведение, а, скорее всего, часть утраченного триптиха, высказывалась достаточно давно. Но только в начале 2016-го года, во время выставки Босха на его родине, в голландском городе Хертогенбосе, разрозненные фрагменты удалось собрать под одной крышей. Центральная часть предполагаемого триптиха считается утраченной, а вот его створками являются известные картины Босха: правая это «Смерть скупца» (Национальная галерея, Вашингтон), левая же створка складывается из двух ныне разделённых работ «Аллегории обжорства и похоти» (Художественная галерея Йельского университета) и «Корабля дураков» (Лувр, Париж).
На картине «Корабль дураков» изображена небольшая лодка с несколькими людьми на борту, видно, что они представляют разные слои общества. Двое их них (монах и монахиня) духовного звания, остальные одеты в платья мещан. И все без исключения выглядят, мягко говоря, не очень-то благообразно.
Царящее среди них буйное веселье угрожает устойчивости лодки и может повергнуть «дураков» в воду. Все фигуры и предметы имеют определенное символическое значение и олицетворяют человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие. Вишня (на блюде) и лютня символизируют распутство, надетый на копье сосуд, как и сова, невозмутимо взирающая на происходящее из ветвей Майского Дерева, — знак сатаны.
Корабль это не только аллегория человеческой жизни, если рассматривать её как рискованное плавание. В средневековой эстетике корабль однозначно ассоциируется с церковью. Центральная часть храмов так и называлась «неф» то есть корабль (французское слово nef произошло от латинского navis корабль). Церковь рассматривалась как корабль спасения, единственное средство удержаться на плаву в бурных водах существования.
Но корабль у Босха, кажется, давно никуда не плывёт. Он сидит на мели в мутной воде у темного берега, а его мачта уже пустила ростки и превратилась в дерево. Очевидно, человеческие пороки, хотя еще и не утянули корабль на дно, но не дают ему двигаться вперёд.
Некоторые интерпретаторы полагают, что в «Корабле дураков» Босха есть и авторская интонация, авторский голос. Он воплощён в образе шута-горбуна, который сидит с чашей вина, отвернувшись от всех. Шут единственный из обитателей корабля, кто не втянут в общее греховное веселье, единственный, кто, по-видимому, осознаёт, что всё пошло не так.
Возможно, в основе картины «Корабль дураков» лежит сюжет одноименного произведения Себастьяна Бранта(1494). Согласно мнению Девагеларе, исследователя творчества мастера, эта картина — «сатира на моральную распущенность духовенства, позволяющего кораблю Церкви плыть без руля и ветрил, пренебрегшего своим долгом спасения душ — пловцов рядом с лодкой».
О других шедеврах по тегу

 

История одного шедевра. «Корабль дураков», Иероним Босх 1490-е. Дерево, масло. Размер: 57.8×32.5 см. Лувр, ПарижОдна из наиболее известных картин нидерландского художника, скорее всего была

Источник