
1822г. Холст, масло. Размер: 189 × 241 см. Лувр, Париж
Новаторская работа молодого художника, находившегося в начале творческого пути. «Ладья Данте» считается первой значительной картиной Эжена Делакруа и одной из работ, которые знаменовали собой переход от неоклассицизма к романтизму в истории западноевропейской живописи.
Творческая интерпретация одного из самых интересных сюжетов мировой литературы, революционное толкование символов, откровенное заимствование приемов у мастеров Возрождения — все вместе сделало работу яркой, сочной и революционной.
Само название уже является символом того, что изображено на картине, ведь как говорили древние предки «ладья это отражение начала жизненного пути и его конец». Это связано с тем, что ладья еще являлась символом Христианства и церкви, ведь именно на ней начинался путь в иной мир. Художник в своем творении лишь придал ей еще большую символичность и значение. Делакруа, которому на тот момент было 24 года, поклонялся великим мастерам своего дела, таким как Данте, поэтому картина полностью отражает сущность художника и его кредо.
Сюжет картины основан на восьмой песни Ада Данте: поэт и его проводник по Аду древнеримский поэт Вергилий пересекают реку Стикс на фоне пылающего Города мёртвых, из вод которой вздымаются души грешников. Расположение фигур на картине в большей степени ещё совместимо с доминировавшими тогда во французской живописи принципами неоклассицизма. На полотне изображены души грешников, цепляющихся за борта ладьи и желающих забраться внутрь.
Молодой автор с пониманием воспринимал критику маститых, признавая несовершенство рисунка и слабую «живописную мощь», но работа нравилась самому автору. Художник считал, что лучше всего у него получилось воссоздать образ грешника, который уже почти попал в лодку. Делакруа смог вдохнуть нечто новое в великое произведение писателя, дать ему вторую жизнь, сделать классический сюжет чем-то небывалым. Но так как он не стремился полностью отойти от классики у автора получилось прекрасное полотно в духе живописной направленности того времени. Он очень удачно отобразил в этой картине все сумасшествие, жестокость и необузданность настоящего мира, где каждый человек вынужден бороться за свое право жить на этой планете.
Публика с интересом отнеслась к новшествам, критика без особых восторгов, но также приняла работу. «Ладья Данте» была принята не только начинающими молодыми романтиками, но и признанными мастерами академической школы.
О других шедеврах по тегу