История одного шедевра. «Мадонна Конестабиле». Рафаэль

 

История одного шедевра. «Мадонна Конестабиле». Рафаэль 1502-1504 гг. Холст (переведена с дерева). Размер: 17,5 × 18 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургПервая Мадонна Рафаэля - последняя

1502-1504 гг. Холст (переведена с дерева). Размер: 17,5 × 18 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Первая Мадонна Рафаэля — последняя картина, написанная художником в Урбино. Она имеет огромное значение именно здесь Рафаэль впервые представляет зрителю образ Мадонны, открывая тем самым целую плеяду картин, которые позже искусствоведы «соберут» в одно общее понятие «Мадонны Рафаэля».

Миниатюрное и, вероятно, неоконченное изображение Девы Марии и младенца Христа, принадлежащее кисти 20-летнего Рафаэля. Традиционно считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию (художник, скорее всего, оставил её незавершённой в связи с переездом).
Прекрасный женский образ, проникнутый лиризмом, нежностью и неземной одухотворённостью всё это о Малой Мадонне Конестабиле. Всё в этой работе дышит умиротворением и гармонирует друг с другом. Просветлённые лица матери и младенца объединены общим объектом-книгой, куда оба устремили свои взгляды. Яркие одежды Мадонны уравновешивает спокойный фон, где изображен обычный умбрийский пейзаж. Плавность линий усиливает тондо круглая форма картины.

Своё название — Конестабиле, Мадонна получила лишь в XIX веке, благодаря Джованни Карло делла Стаффа Конестабиле. Джованни был представителем древнейшего рода из Перуджи, которому в наследство достался прекрасный палаццо с ценнейшими произведениями искусства, среди которых и была «Мадонна с книгой» (Madonna del Libro), как тогда именовали эту работу.

В 1871 году картина была выкуплена Александром II. Император подарил её своей супруге, Марии Александровне.

 

Мадонна Конестабиле досталась России с большим трудом. Власти Италии до последнего сопротивлялись вывозу картины. Сначала было поставлено условие, что картина останется за городом Перуджи, если городской совет сможет уплатить графу Конестабиле ту же сумму (100 тыс. рублей). Денег не нашлось. Затем правительство Италии собрало совет министров. Они должны были решить вопрос о вывозе картины. В это время на графа обрушилась критика общественности. Ведь он посмел лишить их страну национального достояния. Однако министры разрешили вывоз. Не нашлось никаких законных оснований препятствовать сделке. Графу же были слишком нужны деньги, чтобы прислушиваться к окружающим.

Так Россия обрела шедевр Рафаэля, а картина новое название, в честь своего бывшего владельца. С тех пор она выставляется в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Картина подверглась ответственной процедуре, призванной уберечь шедевр от разрушительной силы времени в 1881 году её перевели с доски на холст.

О других шедеврах по тегу

Источник


Добавить комментарий