Ёптель

это не вероятно, но факт!

История одного шедевра. «Музыка», Анри Матисс

 

История одного шедевра. «Музыка», Анри Матисс 1910г. Холст, масло. Размер: 260 × 389 см.Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургВ 1908 году меценат и коллекционер живописи С.И. Щукин, хорошо

1910г. Холст, масло. Размер: 260 × 389 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1908 году меценат и коллекционер живописи С.И. Щукин, хорошо знавший Матисса, предложил написать два панно для украшения лестницы его особняка в Знаменском переулке. При обсуждении заказа московский купец указал, что у него дома часто исполняют классические произведения, а в зимнее время регулярно даются концерты. Он попросил художника аллегорически изобразить процессы музыки и танца.

Матисс прислал эскизы с несколькими вариантами работы. Для первого этажа художник выбрал сюжет с танцем. На втором этаже, полагал он, был более сообразен сюжет с музицирующими и слушающими. Так появились парные панно. Картина «Музыка» внешне очень напоминает «Танец», но начисто лишена его экспрессии и броской выразительности, при том, что оба полотна созданы фактически одинаковыми художественными средствами. Даже краски аналогичны зеленый фон земли, насыщенный синий неба, плотный красный человеческих фигур. И это неудивительно, ведь оба этих полотна взаимосвязаны и задумывались как серия из трех крупных картин, которые должны были размещаться на разных этажах особняка мецената Щукина в Москве. Третье произведение осталось в виде эскиза, так как здание было двухэтажным, а у самого Щукина не хватило храбрости оставить картины такими, какими их видел мастер (слишком явные половые признаки шокировали местную публику).

На картине изображены пять фигур, по своему расположению вписанные в неправильной формы круг. И здесь дублируются основные идеи «Танца». На музыкальных инструментах играют две крайние фигуры стоящая и сидящая сразу за ней, остальные просто подпевают мелодию, сидя в закрытых позах.

Каждое лицо на полотне кажется повторением соседнего, настолько они похожи. Художник старательно добивался этого, лишая своих персонажей узнаваемости и индивидуальности. Это было сделано для того, чтобы все фигуры воспринимались как абстрактное обозначение музыки. Интересно, что в «Танце» все персонажи это женщины, а в этом полотне задействованы только мужчины, хоть и со старательно закамуфлированной половой принадлежностью.

 

По своему духу эта картина полная противоположность ее динамичному и очень экспрессивному «брату». Оба полотна сознательно противопоставляются, при этом они столь же мастерски объединены вместе при помощи одинаковой методики исполнения и такой же цветовой гаммы. Они единое целое дуалистической модели творческого начала.

Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с этим Щукин отказался от них, но уже вскоре, по прибытии в Москву, изменил своё решение. В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь, писал коллекционер, в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться».

Примечательно, что, несмотря на своё согласие «сражаться», при получении картины Щукин попросил Матисса закрасить гениталии изображённых на ней персонажей, которые, в частности, стали одной из причин скандала на Осеннем Салоне. Этой просьбой он опроверг свои слова о решении «пойти наперекор нашим буржуазным воззрениям и поместить на лестнице своего дома картину с обнажёнными». Щукин понимал, что для признания художника московской публикой его собственных убеждений было недостаточно.

О других шедеврах по тегу

Источник