Ёптель

это не вероятно, но факт!

История одного шедевра. «Орфей, ведущий Эвридику из царства теней», Камиль Коро

 

История одного шедевра. «Орфей, ведущий Эвридику из царства теней», Камиль Коро 1861г. Холст, масло. Размер: 112,3 × 137,1 см. Музей изящных искусств, ХьюстонУ этой картины встречается и другое

1861г. Холст, масло. Размер: 112,3 × 137,1 см. Музей изящных искусств, Хьюстон

У этой картины встречается и другое название «Орфей, ведущий Эвридику из преисподней»(англ — Orpheus Leading Eurydice from the Underworld). Полотно Камиля Коро пожалуй, самое волнующее из всех живописных воплощений древнего мифа.

Согласно мифу, воспроизводимому в «Георгиках» Вергилия, лесная нимфа Эвридика была покорена музыкой и пением влюблённого в неё Орфея. Но счастье взаимной любви длилось недолго. Когда Эвридика с подругами-дриадами водила хороводы в роще, её ужалила смертоносная змея. Потерявший жену Орфей был безутешен. Он решает отправиться в подземное царство и вымолить у Аида и Персефоны отпустить Эвридику с ним. Его музыка помогла ему быть убедительным. Лишь одно условие было выдвинуто легендарному певцу: не оглядываться иначе Эвридика умрёт. Но Орфей не вытерпел. Он повернулся удостовериться, что любимая следует за ним, и лишился Эвридики, теперь уже навсегда.

Орфей держит свою лиру в высоко поднятой руке, как путеводный факел, озаряющий путь, а мрачные тени подземного царства тают в предутреннем тумане.

 

Пейзаж для Коро в этой картине оказывается, как ни удивительно, намного важнее главных персонажей. Пронзительная нежность тончайшей серебристо-зеленоватой гаммы завораживает. Коро был настоящим виртуозом в передаче переходных состояний природы этих туманов, которые вот-вот рассеются, но могут и угрожающе сгуститься. Или этих коротких минут, которые уже и не ночь, но и еще и не утро недаром его называли «певцом рассвета».

В изображении Царства теней нет ничего пугающего или резкого только призрачность, только прозрачность. Достичь этой невероятной зыбкости Коро помогали валёры тончайшие переходы тонов в пределах одного цвета. Известен афоризм художника «Валёры прежде всего!». Коро еще будут называть «поэт деревьев». Его деревья особые, узнаваемые. Они написаны тонкой кистью, мазками и помельче, и покрупнее. Разные размер и плотность мазка дают возможность показать, как волнуется крона деревьев, как подрагивают на ветру листья. Мы смотрим на неподвижное полотно и о, чудо! ощущаем вибрацию воздуха и трепет листвы.

После импрессионизма этому больше не принято удивляться. Но Коро начал писать за несколько десятилетий до экспозиций импрессионистов, а к ним самим отнёсся настороженно: называл «бандой», отговаривал своего ученика и тёзку Камиля Писсарро участвовать в их выставках. И, тем не менее, лирический пейзаж Коро делает его самым близким предтечей имперессионизма.

О других шедеврах по тегу

Источник