История одного шедевра. «Остров мертвых», Арнольд Бёклин

 

История одного шедевра. «Остров мертвых», Арнольд Бёклин Наиболее известная картина швейцарского художника-символиста. Всего Бёклин создал пять ее вариантов:1880 г. Холст, масло. 111 х 115 см.

Наиболее известная картина швейцарского художника-символиста. Всего Бёклин создал пять ее вариантов:
1880 г. Холст, масло. 111 х 115 см. Художественных музей, Базель
1880 г. Дерево, масло. 111 х 115 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
1883 г. Дерево, масло. 80 х 150 см. Государственные музеи, Берлин
1884г. Медь, масло. 81×151 см уничтожена во время Второй мировой войны
1886 г. Дерево, темпера. 80 х 150 см. Музей изящных искусств, Лейпциг.

В основе сюжета — античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове. Остров мертвых омывают пустынные зеркальные воды подземной реки Ахерон, через которую лодочник Харон переправляет души усопших.

Лодка приближается к крошечному острову, скалы которого как бы образуют естественную стену для внутреннего пространства, поросшего тёмными кипарисами. Между водой и этим пространством каменные блоки образуют вход. На внутренней стороне скал видны прямоугольные проёмы.

В лодке двое: управляющий ею гребец и фигура, укутанная в белую материю. Перед фигурой стоит длинный прямоугольный ящик, который обычно интерпретируется как гроб. Гребца часто ассоциировали с Хароном, а водное пространство, которое пересекает лодка, с реками Стикс или Ахерон. Интересно, что в Южной Европе кипарисы ассоциируются со смертью и часто высаживаются на кладбищах.

Всего Бёклин создал пять вариантов данной картины.

Обычно он не давал названий своим работам, но название «Остров мертвых», скорее всего, принадлежит самому художнику: в апреле 1880 г. он писал из Флоренции заказчику картины, меценату Александру Гюнтеру, что «Остров мертвых» («Die Toteninsel») скоро будет закончен..

1. 1880 г. Холст, масло. 111 х 115 см. Художественных музей, Базель

В 1880 году в мастерскую художника Арнольда Бёклина, расположенную во Флоренции возле Английского кладбища, пришла некая дама. Она была вдовой (молодой, впрочем, вдовой 34 лет) немецкого финансиста Георга фон Берна и собиралась выйти замуж во второй раз за Вальдемара Лобо да Сильвейру, графа Ориолу. И, наверное, дабы успокоить душу своего первого мужа, скончавшегося от дизентерии пятнадцатью годами ранее, она заказала знаменитому швейцарскому художнику картину, «способную выразить её скорбь по умершему мужу». Бёклин охотно взялся за предложенную работу, тем более, что она отвечала его внутреннему состоянию; художник не так давно (в 1877) пережил личную трагедию похоронил свою семимесячную дочь.

2. 1880 г. Дерево, масло. 111 х 115 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bild zum Träumen»). Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго. Интересно, что стоящая в лодке фигура в белом саване и саркофаг перед ней отсутствовали в первом и втором вариантах картины и были дописаны художником немного позднее.

3. 1883 г. Дерево, масло. 80 х 150 см. Государственные музеи, Берлин

Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта.

 

4.1884г. Медь, масло. 81×151 см

Четвертая картина этой серии была уничтожена в Роттердаме во время Второй мировой войны

5. 886 г. Дерево, темпера. 80 х 150 см. Музей изящных искусств, Лейпциг.
В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге.

К чести Бёклина, он не копировал картину, а каждый раз по-новому разрабатывал сюжет, сохраняя основу композиции, но меняя размеры, технику, цветовую гамму, освещение и находя новые оттенки настроения от сумрачной безнадежности до просветленного трагизма. Собранные вместе, четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью.

В итоге «Остров мертвых» стал безумно популярен репродукции картины, по выражению Набокова, можно было «найти в каждом берлинском доме». Картина попала в тренд: переполненная символами (тут и «челн Харона», и «кладбищенские» кипарисы, и тёмные воды Стикса), по мещански сентиментальная она вполне соответствовала вкусам fin de siècle.

Кстати, среди пламенных почитателей этого шедевра были… Ленин и Гитлер. Ленин брал репродукцию картины даже с собой в ссылку. Гитлер пошел дальше: в 1936 году купил один из оригиналов (третью версию). После смерти фюрера картина исчезла, но опять объявилась в Берлине в конце 70-х: говорят, что её подарил Музею современного искусства некий советский генерал, пожелавший остаться неизвестным.

О других шедеврах по тегу

История одного шедевра. «Остров мертвых», Арнольд Бёклин Наиболее известная картина швейцарского художника-символиста. Всего Бёклин создал пять ее вариантов:1880 г. Холст, масло. 111 х 115 см.

История одного шедевра. «Остров мертвых», Арнольд Бёклин Наиболее известная картина швейцарского художника-символиста. Всего Бёклин создал пять ее вариантов:1880 г. Холст, масло. 111 х 115 см.

История одного шедевра. «Остров мертвых», Арнольд Бёклин Наиболее известная картина швейцарского художника-символиста. Всего Бёклин создал пять ее вариантов:1880 г. Холст, масло. 111 х 115 см.

История одного шедевра. «Остров мертвых», Арнольд Бёклин Наиболее известная картина швейцарского художника-символиста. Всего Бёклин создал пять ее вариантов:1880 г. Холст, масло. 111 х 115 см.

История одного шедевра. «Остров мертвых», Арнольд Бёклин Наиболее известная картина швейцарского художника-символиста. Всего Бёклин создал пять ее вариантов:1880 г. Холст, масло. 111 х 115 см.

Источник


Добавить комментарий